Статьи  |   Новости  |   Фотословарь  |   Ссылки
FotaVoka.org

Статьи

Вспышки
Browse in : Техника > Вспышки (4)

Андрей Шеклеин

 

Cистема современной вспышки

Сотворение флешгана


С момента рождения фотографии всегда были ситуации, когда фотографам остро не хватало света. Дымные и пожароопасные магниевые смеси, а затем химические блицы — лампочка, наполненная быстросгорающей металлической фольгой в атмосфере кислорода — в разные периоды с тем или иным успехом пытались решить зту задачу. И лишь полвека назад в практику победоносно вошел портативный и удобный источник, без которого немыслима нынешняя фотография. Всюду от мощного и гибкого освещения профессиональных студий до малюсенького осветители, встроенного прямо в корпус современной камеры, мы встречаем электронную вспышку, степень автоматизации которой стала настолько велика, что, снимая с нею, фотограф может о ее существовании просто забыть.


Мощный несогласованный блиц Unomat BC42T на зеркальном механическом фотоаппарате Leica R3.Удобства электронной вспышки очевидны. При небольшик габаритах это очень мощный, причем многоразовый, источник света. Электрический конденсатор большой емкости накапливает относительно высоковольтный заряд (напряжением несколько сотен вольт), который в момент срабатывания вспышки проходит через наполненную инертными газами импульсную лампу с кварцееой колбой. Разряд в газе вызывает кратковременное (сотые, тысячные и даже десятитысячные доли секунды), но очень интенсивное свечение, близкое по своим параметрам к естественному солнечному свету. Последнее существенно для цветной фотографии, когда спектральные характеристики (усредняемые понятием цветовой температуры) источника должны быть согласованы для обеспечения правильной цветопередачи со свойствами пленки, на которой ведется съемка. Антономность вспышки и ее постоянная готовность к работе также важна для фотографов, работающих в студии. Первые вспышки 4О—50-х годов настолько заворожили репортеров возможностью залить все вокруг потоками света, что получили прозвище «вспышечных пулеметов» или «вспышкометов» — флешган. По современным понятиям это были громоздкие и тяжелые устройства. Вспышка репортерского класса (энергия 120—220 джоулей) весила 3—4,5 кг, питалась от отдельной аккумуляторной батареи емкостью в 5 а. ч., которая требовала частой подзарядки. Для сравнения, современная вспышка такого же класса весит всего 800 г и может сделать более сотни снимков от комплекта из 4 небольших батареек. Восхваление максимальной мощности и скорострельности заполнило рекламные проспекты, оттеснив на второй план проблемы контраста, угольных теней и маскообразных лиц. Отношение к вспышке как к «художественному» источнику освещения и сейчас остается неоднозначным, но полемика на эту тему выходит за рамки настоящей статьи, посвященной в основном техническим, а не творческим возможностям оборудования.

Взгляд на вспышку как на простой сгусток энергии, целиком охватываемый понятием ведущего числа (произведение рабочего значения диафрагменного числа на расстояние до объекта в метрах или футах. В зависимости от того, в чем выражается расстояние, значения, естественно, будут отличаться в 3,3 раза), так и осталось неизменным у создателей отечественных моделей. И беда не только в том, что наши вспышки из своего эмбрионального состояния не превратились ни в мощные репортерские флешганы, ни в изящные автоматические изделия, логично входящие в систему современной фототехники. Беда и в том, что в силу примитивности и невысокого электрического качества своих схем они, по сути дела, потеряли всякую сочетаемость с современной зарубежной фотоаппаратурой. Самый верный способ угробить западную камеру с ее развитой электроникой — это поставить на нее отечественную вспышку. Причем бывает достаточно и одного раза. Паразитные наводки через контур синхронизации, непредусмотренные воздействия на дополнительные контакты камеры способны в прямом смысле испепелить нежную микроэлектронику какого-нибудь автофокусного ЭОСа. В лучшем случае вы отделаетесь ремонтом в заграничной фирменной мастерской, стоимость которого близка к половине первоначальной стоимости аппарата. Более того! Крупные изготовители фотокамер настоятельно рекомендуют использовать на их камерах только специально предназначенные для каждой модели фирменные вспышки и другие приспособления (включая сменную оптику), угрожая лишением гарантии в случаях неудачной «стыковки» аппарата с неподходящими изделиями других изготовителей. Хотя, по правде сказать, случаев гибели фотоаппаратуры при роковых сочетаниях изделий западных производителей нам почти не известно. Иными словами, отечественную вспышку может выдержать лишь отечественный аппарат да и то не всегда.

Автоматизация «сгустка света»

Разрез автофокусной плёночной зеркальной фотокамеры с установленными мотором и вспышкой.
Современная насыщенная управляющей электроникой вспышка превратилась по сути дела из дополнительного приспособления в отдельный, но почти обязательный агрегат фотокамеры. Полное согласование автоматических режимов, избавление фотографа от всех рутинных забот съемки со вспышкой обаспечивает правильную экспозицию практически любых кадров и создает небывалый ранее комфорт в работа. Показанный здесь разрез высококлассной автофокусной зеркалки с мотором и вспышкой демонстрирует всю сложность такой аппаратуры, превосходящей по сложности цветной телевизор.

Но вернемся к зарубежным вспышкам. Осознав, что не джоулями едиными бывает сыт фотограф, создатели перешли на путь не только количественного, но и качественного развития их новых возможностей. Так появилась сначала вспышка автоматическая (с точки зрения правильной экспозиции). Для обычной вспышки (или ручного режима у автоматической) приходится, наведя на резкость, делить ведущее число на расстояние до объекта, а потом не забыть поставить на объективе полученное значение диафрагмы, Автоматическая вспышка избавляет от постоянного повторения этих процедур. Но не только в этом ее главное достоинство, важнее значительно более высокая точность экспонирования. Действительно, ведущее число понятие очень обобщенное. Оно справедливо для некоторых средних условий (например, съемка в небольшом помещении со светлыми стенами), определенной геометрии пучка и его направленности, заданных оптических свойств отражателя вспышки и самого сюжета. Строго говоря, когда эти усреднения не соблюдаются, а это бывает часто, нужно не просто вносить в ведущее число поправку а определить опытной съемкой его новое реальное значение. На практике, увы, как правило, это невозможно, просто нет времени. Другое дело — автоматическая вспышка. Установленный в ней приемник излучения улавливает отраженный от объекта свет и точно определяет момент когда этого света достаточно для экспонирования данной пленки. После этого схема сама «гасит» вспышку предотвращая передержку и выдавая фотографу сигнал нормальной экспозиции. Отсутствие такого сигнала (обычно — мигающего пару секунд зеленого светодиода) свидетельствует о возможной недодержке и требует изменения условия экспонирования, например увеличения диафрагмы. Контроль нормальной экспозиции возможен и без напрасной траты кадра пленки — только за счет пробной вспышки, куда бы она ни была направлена, например — для рассеяния света — в потолок.

Следующим шагом было создание энергосберегающей или тиристорной автоматической вспышки, которая и является основным вариантом современных зарубежных моделей. Идея этого чрезвычайно плодотворного усовершенствования проста, но реальное воплощение потребовало непростых электронных технологий. В обычной автоматической вспышке в момент гашения остаток энергии питающего конденсатора бесполезно «сбрасывается» в обход генерирующей излучение импульсной лампы. «Пересветки» не происходит но конденсатор все равно разряжается до нуля и к следующему циклу должен накопить полное количество электричества, а ведь это прямой расход ресурсов источников питания. В тиристорной вспышке происходит не сброс заряда, а его мгновенное отключение от лампы быстродействующим сильноточным полупроводниковым устройством — тиристором. Вся неизрасходованная на вспышку энергия сохраняется в питающем конденсатора и для следующего цикла нужно только «добрать» истраченную долю. Ресурс источников питания для полезной работы многократно возрастает а время готовности к новой вспышке сокращается в некоторых режимах до долей секунды.

Наличие автоматического режима не исключило у хороших вспышек существования прежнего ручного, когда фотограф имеет возможность сам установить желаемые экспозиционные параметры в соответствии с собственным замыслом. Однако, в таких случаях не всегда требуется максимальная энергия вспышки. Например, для близко расположенного сюжета или высокочувствительной пленки даже минимальная диафрагма может оказаться недостаточно малой. Поэтому предусматривается возможность отбора в ручном режиме лишь части энергии конденсатора (1/2, 1/4, 1/8 иногда до 1/128 доли), что уменьшает в нужной степени значение ведущего числа (если фотограф пользуется им для расчетов) и роднит ручной режим с автоматическим, где нужная доля определяется самой вспышкой.

О питании вспышек нужно сказать особо. Хотя сама вспышка — весьма энергоемкий электрический процесс (десятки джоулей при напряжении в триста — пятьсот вольт и силе разрядного тока подчас более десяти ампер — вполне смертельные показатели при поражении человека в случае неисправности или нарушения требований техники безопасности) исходное питание (через преобразователь напряжения) делают как правило низковольтным или универсальным. Четыре «пальчиковые» батарейки типа 316 могут при общем напряжении всего 6 вольт обеспечить до сотни акспозиций со вспышкой, а возможность использовать вместо них никель-кадмиевые аккумуляторы не только дополнительно сокращает время готовности, но (при наличии сетевого зарядного устройства) вообще снимает проблему запасных источников питания. Впрочем, в некоторых более простых моделях аккумуляторы применять нельзя, о чем предупреждается в описании или специальной наклейкой прямо в батарейном отсеке вспышки. Этот запрет существенен — слишком большой зарядный ток от аккумуляторов (они имеют меньшее внутреннее сопротивление, чем сухие щелочные батарейки) может при частых вспышках привести к перегреву схемы и способен вывести вспышку из строя. Универсальное питание предусматривает возможность использования более емких внешних источников питания постоянным током (вплоть до высоковольтных батарей или аккумуляторов) или создает возможность прямого питания от сети.

Вспышка с зум-головкой, встроенная в зеркальную фотокамеру.
Обычное дело — встроенная в современную зеркалку вспышка, имеюшая зум-головку, систему подавления красных глаз и управляемая компьютером камеры.

Создав вспышку тиристорную, конструкторы вплотную взялись за ее наиболее плотную привязку к аппарату, по сути дела создание единой системы «камера-вспышка». Соответствующие модели получили название «согласованных» (dedicated flash) и стали предназначаться лишь для определенных типов камер, потеряв былую универсальность. А по обилию выполняемых операций и самостоятельности «мышления» новейшие вспышки называют еще и компьютерными. Кроме основного синхроконтакта в полозках аппарата (горячем башмакей, как его именуют в зарубежной литературе) появились дополнительные, причем по мере усложнения согласования вспышки с камерой число их стало лавинообразно расти. Простейшие согласование сводится к тому что включение вспышки вызывает автоматическое переключение аппарата на кратчайшую синхронизированную выдержку и запускает в действие сигнализацию готовности вспышки в окуляре камеры. Однако, ручная установка нужной в данной ситуации диафрагмы остается заботой фотографа. Но и эта забота отпадает, если вспышка работает по системе TTL, т.е. через объектив камеры. Это и есть тот случай, когда о ее существовании фотограф при съемке может просто забыты. Камера и вспышка сливаются в единый агрегат, где система измерения экспозиции аппарата реагирует на все имеющееся освещение сюжета и автоматика камеры выключает вспышку при достижении «правильной» экспозиции от всех источников сразу, будь они импульсные или непрерывные. Сочетаясь с программной экспозиционной автоматикой, система «камеравспышка» способна и сама выбрать рабочую диафрагму, если фотограф не предпочтет сделать это по собственному желанию (автоматический экспозиционный режим приоритета диафрагмы). Самые тяжелые творческие задачи в условиях смешанного освещения и с участием вспышки (например, дозированная подсветка теней в солнечный день) решаются в такой системе без обременительных вычислений и с достаточной аккуратностью.

Смешанное освещение потребовало синхронизацию по возможности на все более коротких выдержках. Вспомним, что в аппаратах с центральными (межлинзовыми) затворами, которые экспонируют всю площадь кадра одновременно, электронная вспышка эффективна при любых выдержках. Однако с фокальными (шторными) затворами (кроме особого случая, о котором мы скажем далее), когда площадь кадра экспонируется последовательно пробегающей перед пленкой щелыо, вспышка должна включаться только при выдержках, когда все кадровое окно полностью открыто (первап шторка уже ушла, а вторая еще не начала движения). Иначе вместо экспозиции всего кадра вспышка проэкспонирует более-менее узкую полоску, соответствующую ширине щели затвора при данной выдержка. Это довольно частая ошибка начинающих фотографов, забывающих перевести головку выдержек при съемке со вспышкой. Если такая кратчайшая синхронизированная выдержка 1/30 сек (удел до сих пор выпускающихся «Зенитов»), то при ярком солнце никакой «подсветки теней» вспышкой не получится из-за общей передержки даже при минимальных диафрагмах. Поэтому синхронизация на 1/125—1/250 сек дает фотографу дополнительные изобразительные возможности с импульсной подсветкой, а также бывает полезна при съемке быстродвижущихся объектов.

Последнее поколение зеркальных камер имеет минимальные выдержки 1/8000 сек и даже меньше. Хотя такие выдержки на практике нужны крайне редко, они позволяют сделать снимки уникальные, например «заморозить» движение реактивного лайнера на посадочной полосе. Для таких неординарных снимков бывает нужна и подсветка вспышкой, сохраняющая предельную скорость затвора — задача выходящая за рамки шаблонных возможностей. Проблема эта решается «растяжением» длительности вспышки на все время пробегания щели затвора через кадровое окно. Кадр экспонируется полностью с выдержкой, задаваемой шириной и скоростью движения щели, однако ведущее число вспышки заметно падает. Ведь одна и та же световая энергия из обычного импульса — высокой, но узкой «горы» превращается в невысокий, но широкий «холм».

Но на этом конструкторские изыски отнюдь не кончились. Желание осветить сюжет отраженным светом родило «bounce flash» — вспышку с поворотной головкой. Рассеиватели из матового материала, причем различной конфигурации, в некоторых пределах смягчают высокий контраст, присущий прямому свету вспышки и увеличивают угол освечивания, позволяя использовать блиц с широкоугольной оптикой (в предельном случае до объективов с фокусным расстоянием 20 мм!). Отражающие козырьки и другие насадки вплоть до небольших зонтиков также меняют распределение светового потока и часто применяются при портретной съемке. Цветные фильтры окрашивают свет вспышки, создавая новые эффекты в рекламной фотографии или особых видах съемки, например при стробоскопической регистрации движения. Желание иметь одновременно и прямой и отраженный свет от одной вспышки привело к очень модным лет десять назад конструкциям с двумя импульсными лампами — более мощной в поворотной головке и относительно слабой на передней стенке, свет от которой всегда направлен прямо в сторону объекта.

Повышению эффективности использования светового потока способствуют зум-головки, изменяющие угол расхождения потока излучения от величин, соответствующих широкоугольникам (28—35 мм) до небольших телевиков (135 мм). Естественно, что от положения зум-головки зависит и ведущее число, что следует учитывать при работе в неавтоматическом режиме. Крайний случай вариации светоголовок, в которых размещается импульсная лампа, сводится к их полной замене в зависимости от задач съемки. Такую возможность давют наиболее сложные и дорогие профессиональные вспышки, в комплекте которых имеется несколько светоголовок с разными характеристиками: обычная; широкоугольная; с переменным углом освечивания (зум); с генерацией невидимого инфракрасного излучения для научных и криминалистических съемок на инфрахроматической пленке; с диффузым световым пучком; с кольцевой импульсной лампой для бестеневой макрофотографии; наконец, с шаровой лампой ненаправленного свечения. Возможны, конечно, и другие варианты.

Профессиональная вспышка Unomat с поворотно-наклонной головкой.
Повороты и наклоны головок у современных вспышек пазволяют наиболее эффективно использовать их световую знергию, сохраняя все удобства автоматической работы.

В системе «камера-вспышка» последняя не может отставать в своей автоматизации от первой. Появились автофокусные зеркалки и согласованные с ними вспышки сразу приобрели дополнительный очень темный инфракрасный глаз, измеряющий в темноте расстояние до объекта и отмеряющий этим энергию последующей вспышки. Возможности камеры превзошли сказочные мечты прошлого: даже не видя кота в угольном погребе вы можете снять его не только резко, но и с правильной экспозицией... А если на камере стоит зум-объектив, то зум-головка вашей вспышки опять-таки автоматически будет изменять угол освечивания в зависимости от фокусного расстояния объектива. Вспышка, реализующая все эти почти невероятные возможности, является прибором сложным и не дешевым. Принцип «укомплектуй сам» восторжествовал и здесь: независимые производители вспышек стали снабжать их сменными модулями для соединения с камерами разных фирм и моделей. Такой модуль полностью согласует оба изделия, реализуя потенциальные возможности тандема, а его замена позволяет получить эти же блага с камерой иного типа или модели. Удобно? Безусловно... хотя изготовители камер делают свои вспышки без всяких сменных модулей, придерживаясь уже упомянутого принципа — только товар одной фирмы предохранит вас от возможных неприятностей.

Электрический разряд в инертном газе (неоне) дает свет по спектральным характеристикам почти совпадатощий (при параметрах газа в импульсной лампе) с дневным (цветовая температура 5500К). Однако, съемка со вспышкой на пленках для дневного света, особенно цветных обращаемых, часто дает на изображении заметный синеватый оттенок. Особенно резко он проявляется при небольшой недодержке. Главная причина связана с тем, что характеристики пленки не рассчитаны на слишком короткие времена экспозиции — в некоторых режимах длительность вспышки, особенно небольших энергий составляет всего 1/5000О секунды! Это несоответствие вызывает искажение цветопередачи даже при номинально «правильных» экспозициях и точном подобии спектрального состава излучения солнечному свету. Поэтому в ряде случаев свет вспышки полезно сделать чуть желтее. Некоторые любительские модели (фирмы Санпек, например) называемые «золотистыми» уже имеют окрашенный в слабый янтарный светотражатель или такого же оттенка защитную пластину выходного окна. Однако, необходимого эффекта легко добиться установленным прямо на вспышке наиболее слабым желтым конверсионным фильтром типа Кодак 81А (сдвиг цветовой температуры — 18 мирекс), которыми легко снять, если потепления цветопередачи не требуется.

Отметим еще некоторые возможности современных блицев. Синхронизация при длительных выдержках позволяет даже в сумерках, на закате или ночью проработать общий план, а затем вспышкой правильно экспонироватъ лицо девушки, стоящей вблизи. Несколько импульсов на один кадр (стробоскопическая съемка) запечатлеют на темном фоне разные стадии движения танцора или гимнастки. Съемка быстрого движения с обычной синхронизацией по первой шторке (когда затвор открылся) при длительной выдержке вместе с «замороженным» объектом в момент вспышки создаст смазанность перед резким изображением, это вызывает впечатление, что объект движется назад. Появившаяся теперь во многих моделях синхронизация по второй шторке вызывает срабатывание вспышки, когда затвор начинает закрываться. Это создает смазанность (трек) позади объекта, вызывая полное ощущение его движения вперед. Возможны и другие интересные эффекты при синхронизации по второй шторке. Предоставим читателям самостоятельно раскрыть эти возможности и напоминаем о приглашении участвовать в конкурсе нашего журнала на необычные снимки. Условия конкурса опубликованы на первой странице двух предыдущих номеров. В некоторых новых вспышках (Сигма ЕФ-430) предусмотрена даже возможность создавать «искорки» в глазах снимающегося, свидетельствующие о хорошем настроении и добром здравии. Однако, это уже пожалуй перебор, тем более, что снимок все равно отличается от сделанного в хорошую солнечную погоду.

По мере все большего усложнения замера экспозиции в камерах (как же снимали, причем хорошо снимали раньше — с ручной установкой выдержки и диафрагмы и простейшим отдельным зкспонометром?) усложняется и связь сложнейших электронных схем аппарата и блица. В Никоне N 90 впервые использована пространственная матрица замера яркостей. Измерительная схема отбрасывает все детали сюжета, находящиеся вне зоны фокусировки, например свет направленного прямо в объектив прожектора, но находящегося на заднем плане не будет принят во внимание. Это новшество перенесено и на вспышку SB-25. Последняя за ничтожнуво долю секунды до основной съемки выдает измерительную предвспышку результаты которой оцениваются пятиэлементной матрицей по отражению от шторок затвора. В измерении определяется, в какой зоне и на каком расстоянии находится сюжетно важный объект и какую вспышку следует дать для главной экспозиции. Игнорируются «второстепенные» детали с аномально высоким или низким отражением, например зеркало рядом со снимаемым человеком или чернота пустого пространства до горизонта. Утверждается, что если ранее существовавшие методы автоматизации со вспышкой гарантировали семь безукоризненных снимков из десяти, то с новыми возможностями их количество возрастает до девяти.

Страницы:    1   2   3   4   след. » 

Источник:
журнал ФОТОмагазин 6' 1995
  © Андрей Шеклеин , 1995


Яндекс цитирования Яндекс.Метрика © FotaVoka, 2004