Статьи  |   Новости  |   Фотословарь  |   Ссылки
FotaVoka.org

Статьи

Фотоаппараты
Browse in : Техника > Камеры (24)

Erwin Puts

 

Дальномерный эксклюзив


Выходу на рынок каждой новой модели Лейки всегда предшествует долгий период слухов и спекуляций. Об электронной Лейке судачили с 1996 г., многие ожидали появления такой камеры на Фотокине-2000. «Инсайдеры» (речь идёт о сотрудниках компаний Leica и Konica. — Прим. ред.) предполагали, что новой Лейкой будет Konica Hexar RF с красным кругом лейковского логотипа. Вот официальный взгляд Лейки на этот вопрос: Лейка отказалась продвигать Hехаr на рынок совместно, заявив, что Нехаг не укладывается в лейковскую философию фотографии.

Leica M7 black

И вот в начале 2002 г. Leica М7 стала реальностью. Камера не получила всего, что значилось в списке пожеланий, за исключением режима автоматики с приоритетом диафрагмы. И я счастлив, что Лейка, не слушая никого, следовала своим собственным идеям и философии.

Технические характеристики

Тип: 35-мм камера с сопряженным оптическим дальномером и режимом экспозиционной автоматики.

Оптика: объективы Leica М с фокусным расстоянием от 21 до 135 мм.

Видоискатель: комбинированный видоискатель-дальномер с яркими рамками границ кадра и автоматической компенсацией параллакса. Яркие рамки устанавливаются автоматически попарно: для 28 и 90 мм (только 90 мм у модели M7 0.85), 35 и 135 мм (только 35 мм у модели M7 0.58), 50 и 75 мм; специальный рычаг позволяет переключать рамки вручную.

Эффективная база дальномера: 40,2 мм (M7 0.58), 49,9 мм (M7 0.72), 58,9 мм (M7 0.85).

Замер экспозиции: селективный TTL-замер при рабочей диафрагме по центральному кругу диаметром 12 мм; интегральный центровзвешенный TTL-замер вспышки при использовании вспышек системы SCA 300.

Режимы экспонирования: экспозиционная автоматика с приоритетом диафрагмы, ручной режим.

Затвор: фокальный, с горизонтальным ходом шторок.

Диапазон выдержек: приоритет диафрагмы: 1/1000 — 32 с (бесступенчато), ручной режим: 1/1000 -4 с (шаг 1 ступень) и В; механические выдержки 1/125 и 1/60 с; выдержка синхронизации 1/50 с.

Управление вспышкой: при согласовании через адаптер SCA 3502 синхронизация по первой или второй шторке, синхронизация со сверхкороткими выдержками; TTL-замер вспышки при использовании плёнок от 12 до 3200 ISO.

Транспортировка плёнки: ручная курком; обратная перемотка рулеткой.

Питание: 2 литиевые батареи типа DL 1/3N.

Размеры и вес: 138x79,5x38 мм, 610 г (без батарей).

Leica M7 silver (back)

Осторожная эволюция

Новые Лейки, функциональность которых резко отличается от старых, появляются редко. Модель MЗ (1954) сильно отличалась от IIIf (1950). M2 и M4 практически не несли никаких улучшений, и пришлось ждать 17 лет, пока в 1971 г. не появилась M5, продемонстрировавшая стремление Лейки перешагнуть ранее поставленные себе границы. Однако M5 не добилась успеха, на который рассчитывали у Лейтца. Неудачная попытка этой камеры обновить дальномерный рынок до сих пор отзывается в залах Зольмса.

Следующие модели, M4-2, M4P и даже M6, не внесли заметного вклада в прогресс дальномерных камер. M6 обладала той же функциональностью, что и M5, но в ином воплощении. M6TTL стала первой моделью, которая приобрела новые функции, ради которых даже пришлось увеличить высоту корпуса на 2 мм. Модель M7 образца 2002 г. является таким же значи тельным шагом вперёд, каким были M3 в 1954 г. и M5 в 1971 г. Но со времени появления M5 прошёл 31 год...

Кстати, MЗ состояла примерно из 860 деталей, считая каждый винтик и каждую шайбочку. В M7 1300 деталей, причём каждая электронная деталь считается отдельно. В сравнении с M6TTL модернизированы или разработаны заново 350 деталей, в том числе 150 механических и 200 электронных.

Leica M7 black (top)

Производство: традиции и современность

Мне довелось побывать на заводе в Португалии, когда там начинался выпуск M7. Эта камера представляет собой мудрую смесь старых и новых производственных технологий. На португальском заводе имеется оригинальное оборудование, изготовленное Лейкой для выпуска деталей MЗ. Эти станки окрашены в привычный зелёный цвет, все движущиеся части покрыты толстым слоем маслянистой грязи, запах эмупьсии и смазочных масел проникает в одежду. Швейная машина, уже более 70 лет непрерывно сшивающая шёлковой нитью шторки затворов, управляется опытными руками молодой женщины.

Инженеры знают, что эти старые машины нельзя модернизировать, поскольку их точность и функциональность были доведены до максимума, так как они создавались для выпуска одной-единственной детали, и выпуска с предельной точностью. Поэтому достаточно болылое число деталей M7 (а также M6TTL и M6) выпускаются и выглядят так же, как и в дни M3.

Вперемежку с унылыми зелёными станками стоят современные ярко-красные и белые станки с числовым программным управлением (ЧПУ). Они очень гибкие и могут программироваться для выполнения очень сложных движений и процессов. допуска по точности — меньше сотой доли миллиметра. Квалифицированному рабочему на соответствующем оборудовании сравнительно нетрудно изготовлять детали с точностью и до микрона, но только при условии, что каждая деталь индивидуально и вручную доводится на станках с ещё более узкими пределами допусков. Перенести такой уровень точности на процесс серийного производства невозможно, поэтому при любом крупномасштабном производстве вы вынуждены оставаться в пределах ±0,01 мм.

В корпусе M7 имеется около 80 отверстий, которые нужно высверливать в литом шасси. Раньше на каждом станке можно было сверлить лишь несколько отверстий, после чего корпус приходилось переносить к другому станку. Это способствовало росту погрешностей, так как рабочий не мог закрепить корпус точно в том же положении, как и при выполнении предыдущих операций. Сегодня станки с ЧПУ могут выполнять все операции с корпусом без его перемещений, что повысило точность размещения отверстий.

Leica M7 black (back battom)
Откидная часть задней крышки не столько облегчает зрядку пленки, сколько делает ее более наглядной. Золочёные контакты связывают с камерой диск экспокоррекции/ручного ввода светочувствительности.

Экспозиционная автоматика с приоритетом диафрагмы

Электронные затворы, используемые в камерах Konica Hexar RF и Contax G2, состоят из компактного блока, в который входят затвор с вертикальным ходом металлических ламелей и электрический мотор транспортировки плёнки. Чтобы застраховаться от проникновения нежелательного света на плёнку. затвор следует взводить немедленно после спуска. Вероятно, такой механизм можно было встроить и в корпус камер серии M, но их внутреннее устройство пришпось бы значительно переделывать. Однако ещё важнее то, что камера M потеряла бы свои серце и душу: бесшумный, плавный, безвибрационньій матерчатый затвор с горизонтальным ходом шторок.

Поэтому в Зольмсе приняли решение: сохранив имеющийся механизм, обеспечить контроль выдержек электромагнитами с новым микрочипом. Надо думать, инженеры не предполагали, насколько трудной окажется реализация этого решения в реальном мире механики и электроники.

Механический вариант затвора (от M3 до M6TTL) имеет постоянную скорость движения шторок при переменной ширине щели. Две шторки движутся раздельно, интервал между началом их движения определяется положением диска выдержек. Когда мы нажимаем на спуск, первая шторка освобождается и идёт вдоль кадрового окна. Вторая удерживается на месте специальным захватом. Момент отпускания второй шторки контролируется очень сложным набором рычажков, поводков и шестерёнок. Главный цилиндр, натягивающий пружины, также удерживает механизм регулировки выдержек. Цилиндр делает почти полный оборот, и это движение используется для того, чтобы дать изогнутому поводку регулировки выдержки определённое время для отпускания второй шторки.

Время прохождения щели через кадровое окно составляет 18—22 мс при норме 20,8 мс. Это равно 1/48 с, что и является, с небольшой перестраховкой, выдержкой синхронизации 1/50 с. Таким образом, скорость движения шторок затвора составляет 2 м/с, или 7,2 км/ч. Чтобы погасить до нуля эту скорость, Лейка использует два тормоза, по одному для каждой шторки. Дилемма очевидна: более высокие скорости затвора означают большее тормозное усилие, больший шум и больший износ. Более того, нужно учитывать, что собранный затвор со всеми своими пружинами, рычагами, шестернями, колёсиками, осями и валиками имеет более 40 участков трения, от которых зависят точность, повторяемость и скорость движения шторок. Чем выше эта скорость, тем труднее обеспечивать ровный ход. Заводские тесты показывают, что можно сделать и выдержку 1/2000 с, однако она не уложится в узкие допуски по точности, равномерности хода, малошумности и допустимому уровню вибраций.

Клевер. Объектив Summilux-M 50 мм f/1,4; экспозиция 1/1000 с, f/2.
Объектив Summilux-M 50 мм f/1,4; экспозиция 1/1000 с, f/2.

Дополнительная информация

Ширина щели камер серии M при выдержке 1/50 с и постоянном времени прохождения кадрового окна около 20 мс составляет 36 мм. При 1/1000 с ширина щели должна составлять 1,8 мм. В действительности ширина щели чуть больше (2 мм). Итак, для 1/2000 ширина щели должна составить около 1 мм. Это слишком малое значение, при данной геометрии затвора едва ли возможно обеспечить надёжное образование щели с такой постоянной шириной.

Кроме того, затвор не сразу со старта начинает движение с полной скоростью. Как и любой физической массе, ему нужно придать необходимое ускорение натянутыми пружинами. Он начинает движение медленно и разгоняется до полной скорости к концу хода, где включаются тормоза. Без необходимой компенсации плёнка была бы переэкспонирована в начале хода начинающего ускоряться затвора и недоскспонирована в конце (затвор движется с полной скоростью до остановки). Специальный механизм вводит нужную поправку, закпючающуюся в том, что ширина щели в начале чуть меньше, а в конце чуть больше номинальных 2 мм. Для 1/2000 с верен тот же принцип, только допуски становятся ещё меньше. В этом случае удинственным выходом становится повышение скорости движения шторок, как в зеркальной камере Лейкафлекс, но затвор этой камеры имеет совершенно другую конструкцию, В моей очередной книге будут более подробные объяснения, здесь же достаточно сказать, что усилие торможения было бы слишком большим для затвора типа M.

Итак, у M7 такая же кратчайшая выдержка, как и у большинства дальномерных Леек с 1935 г. Потребность в коротких выдержках не стоит переоценивать. Иногда выдержки короче 1/1000 с и нужны, но нужно заметить, что для правильной экспозиции с плёнкой 100 ISO при ярком солнце требуется выдержка 1/1000 с при диафрагме f/5,6. Этого достаточно для большинства ситуаций и предметов. Если же нужна малая глубина резкости, которую вы можете получить при f/2,8 или f/2, даже 1/4000 поможет не всегда.

Роса на крыше автомашины. Объетив Summilux-M 50 мм f/1,4; экспозиция 1/125 с, f/5,6.
Роса на крыше автомашины. Объетив Summilux-M 50 мм f/1,4; экспозиция 1/125 с, f/5,6.

Электромагниты и дополнительный ропикоподшипник

Таким образом, электронно-управляемый затвор M7 идентичен затвору M6 (или M3). Та же конструкция, те же механические узлы. Механизм управления выдержкой c шестернями, рычагами и поводками был заменён электромагнитами, по одному для каждой шторки, которые регулируют время отпускания шторок. Чего не хватает, так это зубчатой передачи и шума шестерёнок, задерживающих вторую шторку при длинных выдержках. Если при отработке длинных выдержек на M6 вы слышите мягкий мурлыкающий звук плавно цепляющихся друг за друга зубцов, то на M7 вы слышите тишину. Лишь двойной мягкий щёлкающий звук торможения шторок, причём второй — чуть более громкий. На более коротких выдержках характер звучания механического и электронного затворов сближается.

Из-за электроники затвор стал зависеть от батарей, которых в камере теперь две. Расход энергии весьма умеренный, но всё равно желательно иметь при себе запасной комплект. Опасения, что батареи и электроника не выдержат суровых климатических условий, не оправдываются: даже на жестоком морозе (каком именно — автор умалчивает, — прим. ред.) затвор M7 действует точнее механического. Выдержки устанавливаются во всём диапазоне вращением диска в любом направлении, причём его можно крутить одним пальцем.

В автоматическом режиме AUTO все выдержки от 1/1000 до 32 с, включая 1/125 и 1/60, контролируются электроникой. В ручном режиме (с батареями) выдержки выбираются в пределах 1/1000—4 с (шаг 1 ступень) и В, причём все выдержки контролируются электроникой, кроме механических 1/60 и 1/125 с. Выбор этих выдержек логичен: их можно уверенно использовать при съёмке с рук, и они достаточно длинны для съёмки при неярком освещении как в помещении, так и на открытом воздухе. Без батарей можно пользоваться только выдержками 1/125 и 1/60 с.

В автоматическом режиме выдержки устанавливаются бесступенчато в соответствии с измеренным экспонометром уровнем яркости. Не следует воспринимать бесступенчатость буквально. Любая произвольная выдержка (1/31, 1/32, 1/33) устанавливаться не будет; скорее, существует ряд очень маленьких шагов, запрограммированный в чипе. Поэтому могут быть возможны выдержки 1/30, 1/35 и 1/40 с, но 1/31 (по замеру) будет отработана как 1/30. Этот уровень точности удовлетворит самого требовательного пользователя и любую эмульсию любого вида плёнок.

Калибровка затвора выполняется следующим образом: при сборке механически настраивается, регулируется и фиксируется кратчайшая выдержка 1/1000 с, Все остальные выдержки автоматически отсекаются правильно, так как они устанавливаются заложенными в память шагами. Этот уровень точности потребовал внести в затвор одно большое изменение: главный цилиндр теперь устанавливается на роликоподшипник. От M3 до M6TTL здесь использовался обычный подшипник.

Особенности трамвайного дела в городе Порто. Португалия. Объетив Summilux-M 50 мм f/1,4; экспозиция 1/250 с, f/5,6.
Особенности трамвайного дела в г. Порто. Португалия. Объетив Summilux-M 50 мм f/1,4; экспозиция 1/250 с, f/5,6.
Плавность спуска и мягкость затвора позволяют снимать с рук даже в таких неблагоприятных условиях. Объетив Summilux-M 50 мм f/1,4; экспозиция 1/24 с, f/2.
Плавность спуска и мягкость затвора позволяют снимать с рук даже в таких неблагоприятных условиях. Объетив Summilux-M 50 мм f/1,4; экспозиция 1/24 с, f/2.

Измерение выдержек

Измерение выдержек у камеры, только выпущенной с завода, лишено смысла. Вы получите представление только о работе ОТК. Важнее точность и срок службы затвора при интенсивной эксплуатации. И так же, как сами выдержки, важно постоянство скорости бегущей щели. Я тестировап две интенсивно использовавшиеся камеры, свою собственную M6 (спустя год после последнего техобслуживания) и M7. Обе показали отличные характеристики. Результаты даны в следующей таблице.

Номинальная выдержка,
с
Отклонение, M6
% (+ = длиннее)
M7
1/1000+30+10
1/500+5+5
1/250+5+1
1/125+140
1/60-4+5
1/30+100
1/1500
1/800
1/4+50
1/2+70
1+100
20
40

Результаты для M7 очень хороши, но M6 отстаёт от неё совсем немного. Разница в 5 или 10% не имеет значения даже при научном подходе к съёмке, да и 30% (для кратчайших выдержек) лежат в пределах допусков даже самых жёстких слайдовых плёнок, хотя такая разница может быть заметна. Для предельно точной чёрно-белой фотографии результаты вполне удовлетворительны. Преимуществами затвора M7 являются низкий уровень шума, практически идеальная точность и функция автоматической установки экспозиции. Зависимость от батарей может стать для некоторых фотографов культурным потрясением. Механический затвор камеры M6TTL показывает выдающиеся результаты и, таким образом, после десятилетий отладки и доводки находится на высоте.

Практика работы с экспозиционной автоматикой

Вручном режиме работа с камерой M7 идентична камере M6TTL. Однако помните, что выдержки управляются электроникой. Главное изменение происходит, когда вы устанавливаете диск выдержек в положение AUTO. Фотосъемка становится более спонтанной и спокойной, поскольку не требует подстройки или установки правильной экспозиции. Вы начинаете фотографировать по наитию, в эмоционашьном контакте с объектом. Теперь вы можете полностью сконцентрироваться на выборе композиции и кадрировании, уделяя всё внимание фокусировке. Предварительный выбор диафрагмы необходим, так как от него зависят глубина резкости, «зонная фокусировка» и качество снимка. Выбор выдержки — подчинённое действие, и, поскольку его берёт на себя электроника, эта ноша падает с ваших плеч. Используя M7, я заметил, что многие снимки были сфокусированьл более точно. А в пограничных ситуациях была лучше и экспозиция! В случаях с постоянно меняющейся освещённостью (уличные сюжеты с солнцем и облаками, представления, арена цирка) и сюжетах с сильным контрастом (тёмные места, перемежающиеся с контровым светом), где требуется быстрый выбор сюжетов при чередующихся условиях, экспозиционная автоматика является даром небесным (то есть зольмсовским).

Я убежден, что эта главка касается сути дела: при съёмке M7 вы можете полностью сконцентрироваться на сюжете, выбирая только плоскость фокусировки. Это весьма щадящий фотографа способ съёмки, при котором вы принимаете основные решения, а электроника выполняет необходимую работу. M7 должна быть близка видению Барнака: спонтанная беззаботная фотосъёмка с чутким взором и эмоциональным подходом. Фотограф контролирует важные аспекты и принимает решения, Камера следует ему и поддерживает его.

M7 — настоящая Лейка: светлый большой видоискатель, быстрая и точная фокусировка, плавное и прямое действие затвора, эстетичное срабатывание затвора; всё на месте.

Редактор польского фотожурнала «Foto» Евгения Хежык. Объетив Summilux-M 50 мм f/1,4; экспозиция 1/30 с, f/4.
Прекрасный редактор польского фотожурнала «Foto» Евгения Хежык. Объетив Summilux-M 50 мм f/1,4; экспозиция 1/30 с, f/4.

Задержка

Здесь Лейка хорошо поработала; электроника действует очень быстро. Временное запаздывание между нажатием на спусковую кнопку и срабатыванием затвора составляет 12 мс (12-18 мс у M6). Сравните это с Коникой Hexar RF (100 мс) и типичной зеркалкой (более 125 мс), лучшими цифровыми камерами (от 400 до 1500 мс), и вы поймёте, что конструкторы Лейки отлично знают своё дело, всецело поддерживая «фотосъёмку в стиле M».

Ход спусковой кнопки — от 1,9 до 2,1 мм — такой же, как и на предшествующих моделях. Экспопамять очень легка и удобна в использовании. В автоматическом режиме камера непрерывно измеряет свет, поэтому при перемещении камеры вы заметите постоянное изменение выдержки в видоискателе. Задержите камеру в той части сюжета, яркость которой вы хотите измерить, и слегка нажмите на спусковую кнопку. Экспонометр прекратит замер, и в окуляре вы заметите маленькую точку между цифрами выдержки (при 1/1000 вы увидите 1'000, для выдержек от 1/725 до 1/125 это будет x'xx, и для остальных — 'xx). Не отпуская кнопку, перекомпонуйте кадр и дожмите её до упора. Если вы сделаете это быстро, вы увидите, как точка — индикатор зкспопамяти на мгновение мигнет.

Работа экспонометра

На M7 появился выключатель-«воротник» вокруг спусковой кнопки. Затвор болыле не может случайно сработать, когда вы убираете камеру в кофр или достаёте её оттуда. Включите камеру, и в первые две секунды пройдёт цикл выхода на рабочий режим, в видоискателе будет показываться выбранная светочувствительность. Затем камера начнёт непрерывно измерять яркость. Камера немедленно готова к съёмке после того, как вы нажмёте на спусковую кнопку при предварительно установленной диафрагме или после выбора нужной диафрагмы перед съёмкой. Измерение потребляет очень малый ток. Здесь мы снова видим стремление конструкторов обеспечить ту же оперативность и поддержку пользователя, что и в предыдущих моделях: выбранная выдержка показывается в видоискателе целыми и половинными значениями (например, 30, 24, 15). Цифры красные и состоят из 33 сгруппированных светодиодных точек (как на старых калькуляторах) на площади 0,7х2,3 мм. Увеличение дисплея в видоискателе — 15-кратное, яркость светодиодов регулируется в зависимости от уровня освещенности. Внедрение этого дисплея в ограниченное пространство видоискателя типа M — важное достижение инженеров фирмы.

Сам по себе замер не изменился: это всё тот же испытанный метод замера количества света, отражённого от беловатого кружка диаметром 12,1 мм, нанесённого на шторку затвора. Соответствующий участок в плоскости плёнки — всегда круг радиусом 6 мм. Это часто описывается как (полу)точечный или частичный замер, однако его лучше назвать интегральным центровзвешенным. По результатам испытаний чувствительность зкспонометра ближе именно к этому проверенному временем методу.

Новым в M7 является автоматическое определение светочувствительности плёнки по DX-коду. Диск светочувствительности теперь выполняет двойную функцию ручного ввода чувствительности и ввода экспокоррекции в пределах ±2 ступени шагом 1/3 ступени.

Большим прогрессом является экспозиционная автоматика. Само по себе это не бог весть какое достижение, на большинстве камер она есть многие годы. Однако желание сохранить стиль, ощущение и результаты классической M-фотографии расходится с идеей автоматизации. M7 — это стопроцентная Лейка с экспозиционной автоматикой, удачно вписавшейся в классический стиль M. Переход с камеры M6 на Hexar RF или G2 потребует некоторого времени на привыкание, изменение подхода к съёмке. Переход с Мб на М7 лишён каких-либо трудностей.

С одним исключением: дополнительная свобода, которую вам предоставляет экспозиционная автоматика, беря на себя заботу об экспозиции, приближает спонтанный, интуитивный и интимный процесс M-фотосъёмки на шаг ближе к совершенству.

Пекрасная работа оптики и экспонометрии при сложной освещенности. Объетив Summilux-M 50 мм f/1,4; экспозиция 1/125 с, f/5,6.
Пекрасная работа оптики и экспонометрии при сложной освещенности. Объетив Summilux-M 50 мм f/1,4; экспозиция 1/125 с, f/5,6.

Длинные выдержки

При установке диска выдержек в положение В время отсчитывается вперёд (от 1 с до нужного вам) и показывается в видоискателе. Это весьма полезно, поскольку больше не нужно искать свет, чтобы следить за стрелками часов. В автоматическом режиме экспонометр устанавливает выдержки до 32 с. Эти выдержки также показываются в видоискатепе, но с обратным отсчётом времени. Нижний порог чувствительности экспонометра такой же, как и у нынешних TTL-модепей (-2 EV при 100 ISO); у M6 он был 1 EV.

Синхронизация и TTL

Для того чтобы воспользоваться TTL-замером. нужно установить выдержку 1/50 с. На этой выдержке TTL-замер корректно функционирует с согласованными вспышками (SCA-З501/3502 и Leica SF20). С новой вспышкой Metz 54 MZ-3 можно применять режим синхронизации со сверхкороткими выдержками (HSS), в котором выбираются выдержки от 1/250 до 1/1000. Вспышка 54 MZ-З работает только в ручном режиме (не в автоматическом), и, поскольку выдержки 1/60 и 1/125 с контролируются механически (в ручном режиме), с ними вспышка не синхронизируется. Вы можете выбрать синхронизацию ло первой или по второй шторке.

Со вспышкой 54 MZ-3 можно применять заполняющую вспышку при съёмке на природе с короткими выдержками и при открытой диафрагме. Для многих эта возможность важна, другие расценят её несущественной, так как уделом M-стиля является фотосъёмка при имеющемся свете. Однако это слишком сужает творческие возможности. К счастью, теперь любой фотограф имеет право выбора способа использования камеры. Автоматическая TTL функция поддерживается вспышкой 54 MZ-3 только на выдержках 1/50 и длиннее: на сверхкоротких выдержках её нужно настраивать вручную, что выполняется легко и быстро.

С Лейками, имеющими механические затворы, режим HSS невозможен. Для его функционирования затвор должен передавать на вспышку особые электронные сигналы, чего механические за творы сделать не в состоянии.

Видоискатель

Сам по себе видоискатель не изменился, и выпускаются все три его варианта (с увеличением 0,58, 0,72 и 0,85x). Яркость индикации выдержек изменяется в зависимости от уровня освещённости; цифры хорошо заметны и при этом не раздражают, так как цивилизованно расположены вне поля видоискателя. Точность видоискателя весьма высока и до 90 мм не уступает зеркальной камере. Я бы добавил, что даже 1З5-мм объектив можно сфокусировать точнее, так как в M-видоискателе используется принцип оптического расщепления, более точный, чем принцип фокусировки по матовому стеклу, основанный на контрасте.

Окна видоискателя просвтелены, что уменьшает засветку дальномерного прямоугольника видоискателя, иногда возникающую в случаях, когда мощные источники светят прямо в видоискатель.

Оптико-механический блок видоискателя-дальномера фотокамеры Leica M7.
Оптико-механический блок видоискателя-дальномера.
Видоискатель M7: яркие рамки для фокусных расстояний 35 мм и 50 мм, прорисовка всех сегментов дисплея.
Видоискатель M7; здесь: яркие рамки для фокусных расстояний 35 мм (внешняя) и 50 мм, внизу — прорисовка всех сегментов дисплея.

Механика

Значительно улучшен и изменён затвор. Кроме того, верхняя крышка теперь изготавливается из цельного куска латуни. Исчезла зубчатая передача замедлителя длительных выдержек, но добавилась электроника. Общий вес составил 610 г (на 10 г больше M6TTL), а Leica R6.2 весит 625 г. Вес M7 добавляет стабильности при съёмке на длительных выдержках, а также является косвенным свидетельством надёжности конструкции и изобильного использования стали и стекла. Выпущенные в 1954 г. камеры M3 всё ещё отлично работают а после полувекового использования. Срок их службы — 50 лет, а при определённом уходе его можно продлить ещё лет на 50. M7 будет работоспособна по меньшей мере до 2102 г., чего хватит на три поколения фотографов. Затвор рассчитан на 100 000 циклов. До проявления износа и усталости подвижных деталей вы сможете отснять 2700 катушек плёнки.

Камеры Лейка заслужили хорошую репутацию за долгий срок службы, отличное изготовление и надёжность. Это не означает, что новая камера никогда не выйдет из строя или лишена каких-либо производственных дефектов. Иногда эти неполадки используются в подтверждение того тезиса, что нынешняя продукция из Зольмса и Португалии не так надёжна или производится не по тем же высоким сгандартам, как M3, выпускавшаяся в Ветцпаре.

Однако, изучив методику производства, подбор материалов и их обработку, сборку и контроль качества в Португалии и Зольмсе, вы вправе ожидать самого высокого качества производства. С другой стороны, мы должны понимать, что, хотя камеры и собираются в основном вручную хорошо оплачиваемыми работниками, там, где работает человек, он неизбежно допускает ошибки, как бы ни был строг контроль качества.

Дальномерный пейзаж

Каково положение M7 в мире дальномерных камер в сравнении с Коникой Hexar RF, Контаксом G2, семействам камер Voigtländer Bessa и Лейкой M6TTL?

M6TTL практически идентична M7, но не имеет экспозиционной автоматики, улучшенного затвора и просветления на окнах видоискателя. При этом M6TTL имеет независимый от питания полностью механический затвор и меньшую цену.

Hexar RF не имеет TTL-функции, оснащён моторно-затворным блоком с предельной выдержкой 1/4000 с и отличным видоискателем, однако поле видоискателя перегружено индикаторами и символами. К тому же RF имеет значительное запаздывание спуска затвора. Выбор объективов невелик, но хорош, а новый квази-зум-объектив 21-35 мм с двумя фиксированными положениями весьма интересен. Моторная протяжка отчасти компенсирует запаздывание спуска, но это не лучший способ для стиля «съёмки в решающий момент». Hexar RF — очень интересная камера, пытающаяся стать мостом между классической и повседневной съёмкой.

Контаксу G2 присущи черты, весьма сближающие его с Гексаром (похожая конструкция блока затвора, тот же тип корпуса), однако роль моста выполняет автофокусировка. Здесь мы имеем зум 35-70 мм с плавным изменением фокусного расстояния. Худшей стороной G2 является видоискатель, как и ручная фокусировка. Автофокусировка, однако, компенсирует недостатки видоискателя.

Bessa R и R2 представляют собой гибрид зеркального шасси и оптического видоискателя. В шасси есть TTL-экспонометр, но экспозиция ставится вручную, как и на M6(TTL). Точность и функциональность видоискателя ограничены. Хотя характеристики и впечатляют, особенно с учётом цены, соединение двух различных философий выглядит неубедительно. Бессе, обеспечивающей хорошее качество по удивительно низкой цене, недостаёт характера.

Резюме

M7 ─ важный этап в истории Лейки. Интеграция электронной экспозиционной автоматики в корпус классической формы позволяет опытному фотографу-леечнику постепенно повысить фотографический уровень. Придётся сделать усилие над собой, чтобы оценить барнаковский идеал быстрой, не требующей усилий, интуитивной и компактной качественной камеры.

Привыкнув к M7, вы забудете о ручной экспозиции. Фотосъёмка этой камерой доставляет радость. Я заметил, что я стал больше фотографировать, чем своей M6, особенно в условиях, где трудно реагировать на быстро меняющуюся освещённость. Часто вам не удаётся сделать снимок быстротечного момента, так как на установку точной экспозиции требуется некоторое время, а момент тем временем исчезает.

С экспозиционной автоматикой, TTL-функцией, возможностью сверхкороткой синхронизации, привычными по M6 ощущениями и использованием, M7 перекрывает очень широкий спектр фотографических возможностей.

Источник:
журнал ФОТОмагазин 1-2' 2003
  © Erwin Puts , 2002


Яндекс цитирования Яндекс.Метрика © FotaVoka, 2004