Световой рисунок фотоснимка
Среда, Июнь 10, 2015 » композиция, освещение, съемка
Анатолий Баканов
Известно, что свет является тем средством, с помощью которого получаются фотографические изображения. Само слово „фотография“ буквально переводится как „светопись“. Однако, говоря о роли света в фотографии, нужно помнить, что он выполняет здесь две прикладные функции.
Первая из них заключается в получении фотографического изображения необходимого качества, с хорошей проработкой деталей в тенях и светах, что обеспечивается правильной экспозицией при съемке и грамотно проведенным негативным процессом. Отдавая должное технической стороне вопроса, без чего невозможно получить более или менее приемлемый фотоснимок, нельзя относиться к свету в фотографии только как к фактору, определяющему экспозицию. У него есть вторая, более сложная функция, которая носит творческий характер, и поэтому, в отличие от экспонирования и обработки негативов, не может быть поручена автомату. Свет является одним из основных и наиболее ярких изобразительных средств фотографии. Это своего рода и палитра, и кисть фотографа, с помощью которых мы добиваемся необходимого выразительного эффекта, определяющего художественные достоинства того или иного снимка.
Особенно велика роль света как изобразительного средства в черно-белой фотографии, в которой главным является не цвет, а светотень. На черно-белом снимке только свет выявляет форму и объем предметов, создает иллюзию глубины пространства, украшает его различными световыми эффектами. Выразительность той или иной картины решающим образом зависит от условий и характера освещения, поскольку этим определяется форма и плотность теней, величина и яркость световых пятен и их расположение на будущем снимке - все то, что в фотографии называется световым рисунком. Снимки одного и того же объекта, сделанные при разных условиях освещения, могут очень существенно отличаться друг от друга. Довольно привлекательный сюжет, снятый в пасмурную погоду, может получиться вялым и безжизненным. Возникнет маловыразительная картина, состоящая из чередования серых тонов, на которой даже формы предметов иногда видны не очень отчетливо, поскольку они сливаются со столь же серым фоном. Совершенно другое изображение можно получить, фотографируя тот же объект при направленном солнечном освещении. В этом случае на объекте съемки возникнут глубокие черные тени и яркие блики, предметы обретут объем, благодаря мягким переходам от света к полутени и густой тени усилится иллюзия глубины пространства. Иллюстрацией к этому утверждению могут послужить фото 1 и 2. Один и тот же объект, часть колоннады Казанского собора в Санкт-Петербурге, был сфотографирован дважды, при разных условиях освещения. В первом случае фотосъемка производилась днем, когда объект съемки находился в тени. В результате воздействия рассеянного освещения получился серый, маловыразительный снимок, ничем не привлекающий внимание. Второй снимок был сделан почти с той же точки, но ранним утром, при направленном солнечном освещении, близком к контровому. При таком освещении объект съемки словно преобразился, что позволило создать снимок совершенно иного плана, отличающийся от первого четкими контурами, объемностью и, главное, выразительным световым рисунком. Из этого примера видно, что, варьируя направлением освещения и его силой, фотограф может решать некоторые художественные задачи. Известно, что характер светового рисунка фотоснимка может оказывать определенное эмоциональное воздействие на зрителя, помогая передать ощущение определенного времени суток и состояния погоды, создавать то или иное настроение, подчеркивать красоту. Именно эти качества придают снимку художественность.
Менять характер освещения с целью получения наиболее выразительного светового рисунка относительно просто, если съемка производится в студии с подконтрольными фотографу искусственными источниками света. При съемках на открытом воздухе фотографы имеют дело с естественным источником света -солнцем. Особенностью такого освещения является то, что оно относится к категории „неуправляемых" факторов, то есть не зависит от воли и желаний художника. Однако было бы неправильным считать, что фотографу в этом случае остается только пассивно мириться с этим положением, ничего не предпринимая для более успешного решения своей задачи - получению снимков с интересным и оригинальным световым рисунком. Не располагая возможностью изменять характер натурного освещения, он может приспосабливаться к его естественным изменениям, связанным со временем года, временем суток, состоянием неба при той или иной погоде и происходящим почти непрерывно. При этом меняется общая освещенность земной поверхности, направленность светового потока, контрастность и интенсивность освещения горизонтальных и вертикальных поверхностей объекта съемки. Соответственно меняется и спектральный состав естественного света, что имеет существенное значение не только для цветной, но и для черно-белой фотографии. Следовательно, при съемках в условиях натурального освещения у фотографа есть возможность выбора направления съемки с учетом угла падения основного светового потока и момента нажатия на кнопку фотозатвора для создания снимков с таким световым рисунком, который соответствует его замыслу. Таким образом, выбирая точку съемки, опытный фотограф решает не только композиционную задачу, но и определяет световой рисунок будущего снимка. Наиболее интересный световой рисунок обычно получается при съемках в контровом или близком к нему освещении. Используя такое освещение, фотограф имеет возможность не только создавать на снимках выразительные световые эффекты, но и выделять светом главное, делать малозаметными второстепенные детали. В качестве примера удачного использования такого освещения можно привести фото 3 - „Кижи“. Снимки, сделанные при контровом освещении, обычно отличаются повышенным контрастом, в результате чего и возникает красивый световой рисунок, но иногда выразительного светового рисунка можно добиться и при относительно мягком естественном освещении (фото 4), а также с помощью так называемых „эффектных“ светофильтров.
Фотоаппарат среднего формата, нормальный объектив 80 мм, диафрагма 5,6. Оранжевый светофильтр О—2,8x. Июнь, 9 часов утра.
Построенная в начале XVIII века 22-главая Преображенская церковь на острове Кижи основательно пострадала от времени. Фотосъемка производилась при освещении, близком к контровому, что позволило получить изображение с красивым светотеневым рисунком и сделать на нем менее заметными следы не очень удачной реставрации.
Среднеформатная камера, двухлинзовый мягкорисующий объектив собственной конструкции светосилой примерно 5,6. Средний желтый светофильтр Ж-2,0x. Февраль, середина дня.
Съемка производилась при солнце, прикрытом полупрозрачными облаками. Такое освещение в сочетании с мягкорисующей оптикой дало возможность получить снимок с тонким световым рисунком и нежными тональными переходами на снежной поверхности.
Нормальный объектив, диафрагма 8, фотопленка 65 ед. Без светофильтра.
Стеклянная ваза с белыми непрозрачными полосами освещалась только сверху электролампой, помещенной в узкий софит, диаметр которого точно совпадал с диаметром горловины вазы. За счет непрозрачных полос на ее стенках на скатерти образовался необычный световой рисунок. Благодаря отражению света от гладкой внутренней поверхности вазы она кажется светящейся изнутри.
Уделяя большое внимание выразительным возможностям направленного света, особенно контрового, не следует забывать и о чисто технических трудностях такого рода съемок. От направленности светового потока и его интенсивности в немалой степени зависит интервал яркостей объекта съемки, который в некоторых случаях может достигать огромных значений. При этом хорошее воспроизведение на снимке деталей и в тенях, и в светах иногда становится невозможным, так как ограничивается широтой фотографического материала. В подобных случаях фотографу приходится выбирать экспозицию с таким расчетом, чтобы на снимках, по возможности, воспроизводились детали в теневых участках объекта съемки, но при обязательном условии полного воспроизведения наиболее ярких элементов изображения. При избыточной экспозиции они оказываются „забитыми" светом, и получить при этом красивый световой рисунок снимка не удается. Особенно высокий перепад контраста может возникнуть при съемках на открытом воздухе в темное время суток при наличии в кадре искусственных источников света. Например, интервал яркостей при съемке крыльца церкви (фото 11) был очень большим, существенно превышающим возможности фотопленки. Однако, благодаря точно рассчитанной экспозиции и некоторым другим предпринятым мерам, удалось получить полноценный фотоснимок с эффектным световым рисунком. Снимок этого объекта, сделанный при рассеянном дневном освещении, скорее всего оказался бы совсем не интересным.
Все приводимые здесь снимки выполнены малоформатным фотоаппаратом на цветной обращаемой фотопленке.
Широкоугольный объектив 29 мм, диафрагма 11, светофильтр УФ-1,0x. Август, 13 часов.
Нормальный объектив, диафрагма 5,6, без светофильтра. Сентябрь, раннее утро.
Широкоугольный объектив, диафрагма 8, светофильтр УФ-1,0х. Сентябрь, 14 часов.
Нормальный объектив, диафрагма 5,6. светофильтр УФ-1,0х. Август, 7 часов утра.
Еще большие трудности такого рода возникают при съемке на цветные фотоматериалы, фотоширота которых, как известно, заметно меньше, чем у черно-белых. Поэтому многие фотографы предпочитают снимать на цветные материалы при фронтальном или фронтально-диагональном освещении. При таком освещении и при отсутствии на объекте съемки глубоких теней и участков высокой яркости удается избежать цветовых искажений, неизбежных при большом интервале яркостей объекта съемки. Однако справедливость такого подхода к выбору освещения все же сомнительна, так как снимки, сделанные при фронтальном освещении, не отличаются эффектностью и большой выразительностью. Как известно, фронтальное освещение не только приводит к обилию мелких деталей на снимках, но и обедняет световой рисунок, лишая его игры света и тени. Такой снимок визуально скучен, даже если все цвета на нем воспроизведены без искажении. Совсем другая картина создается при освещении объекта съемки встречным или почти встречным светом. Благодаря рельефным теням изображение получает объемность, пространственную глубину, а многочисленные блики порождают игру света и тени: снимок оживает, становится более ярким и выразительным. Несмотря на то что при этом в тенях можно заметить некоторые отклонения от правильной цветопередачи, такие снимки зрительно воспринимаются намного лучше за счет сочного светового рисунка (фото 6-10).
Нормальный объектив, диафрагма 8, светофильтр УФ-1,0x. Июнь, около полудня.
Камера среднего формата, нормальный объектив, диафрагма 5,6, без светофильтра, выдержка 4 мин. Январь, полночь.
Удачно выбранная точка съемки способствовала тому, чтобы прямой свет от источника, находясь за элементами ограды, не попадал в объектив. Для снижения общего контраста передний план объекта съемки подсвечивался фарами автомашины. Экспозиция выбиралась с таким расчетом, чтобы слабо освещенные участки здания получились на снимке с более или менее приемлемой проработкой деталей, а сильно освещенные не оказались бы переэкспонированными. Учитывая высокую контрастность освещения, фотопленка проявлялась в сильно выравнивающем проявителе.
Из приведенных примеров видно, что умение выбрать наиболее выигрышный вариант освещения во многом предопределяет успех в таком непростом деле, как художественная фотография. Свет является важным инструментом в руках фотографа, дающим возможность за счет перегруппировки тонов и световых пятен как бы преображать натуру, придавая даже относительно простым снимкам художественную привлекательность.
Фотографии автора.