Сменный объектив
Высокоточный заменяемый оптический прибор, формирующий изображение на плоскости фотоматериала. Возможность применять сменную оптику имеют владельцы дальномерных и зеркальных фотоаппаратов.
Механическое устройство для закрепления сменных объективов на фотокамере именуется узлом крепления (чаще всего это байонет), а задняя часть объектива, вступающая в непосредственное взаимодействие с узлом крепления камеры, - это хвостовик.
Сменный объектив - важнейший инструмент творческого труда фотографа, необходимая, но отнюдь не обязательная часть фотографической экипировки. Его важнейшими характеристиками являются фокусное расстояние и светосила.
Фокусным расстоянием в фотографической оптике называется расстояние между оптическим центром объектива и плоскостью фотоматериала при наводке на резкость на бесконечно удаленный объект. В фотографической же практике фокусное расстояние показывает, во сколько раз тот или иной объектив „приближает“ или „удаляет“ объект съемки: поскольку „увеличение“ 50-мм объектива (формат 24х36) приблизительно равно 1, 100-мм объектив как бы „приближает“ объект съемки в 2 раза, а 24-мм - во столько же раз „удаляет“.
Объективы подразделяются на широкоугольные с углом поля зрения не менее 50°, нормальные, или „штатные“ (от 50 до 40°), и телеобъективы (менее 40°).
Эквивалентные фокусные расстояния для других форматов равны:
для усовершенствованной фотосистемы APS - 0,75N, для 6х4,5 и 6х6 - 1,5N, для 6х7 и 6х9 - 2N, где N - фокусное расстояние объектива для 35-мм камеры с форматом кадра 24х36 мм.
В классический „джентльменский набор“ входят объективы с фокусным расстоянием 28, 50 и 135 мм (24х36 мм), позволяющие выполнить практически любую творческую либо прикладную задачу.
При этом объектив 28 мм наиболее эффективен при съемке ландшафтов и архитектуры (разукрупняет объект съемки, подчеркивая передний план), 135 мм хорош для портретной съемки (наиболее естественно воспроизводит пропорции человеческого тела), а 50-мм „штатник“ с небольшими ограничениями годится и для тех, и для других целей.
Линейка оптики может быть расширена за счет сверхширокоугольного объектива (15-24 мм, от 80 до 110°) и “портретного” объектива с фокусным расстоянием 85 или 100 мм (от 24 до 28°).
Столь популярные сегодня зум-объективы (объективы с плавно изменяемым фокусным расстоянием) подразделяются на верхние или длиннофокусные (70-200 мм, 60-300 мм и т.д.), средние (28-80 мм, 35-70 мм), нижние или широкоугольные (17-28 мм, 20-35 мм, 24-50 мм) и универсальные (28-200, 28-300, 35-350 мм). Несмотря на такое разнообразие, полноценной заменой объективам с постоянным фокусным расстоянием (“с постоянным фокусом“) они до сих пор служить не могут. Виной тому более низкая светосила (максимум 2,8) и практически всегда более низкое качество изображения (даже у самых дорогих), особенно при полностью открытой диафрагме.
К специальным объективам относятся сверхширокоугольные „рыбьи глаза“ (fish eye) от 6 до 16 мм (до 180° и более), сверхсветосильные (с относительным отверстием более 1,4, а для зумов - более 3,5), супертеле- (500 мм и более) и макрообъективы с возможностью съемки в масштабе вплоть до 1:1, а также т.н. шифт- и тилт-шифт-объективы с возможностью коррекции перспективных искажений.
Весьма примечателен тот факт, что объективы, входящие в вышеуказанную классическую тройку, наиболее доступны по цене, которая увеличивается вместе с ростом светосилы, достигая максимума у объективов, относящихся к специальной группе.
Профессиональная поговорка гласит, что у фотографов принято собственные неудачи объяснять отсутствием какого-либо объектива, а удачи коллег - достоинствами оптики, которой те располагают. Помните, что так поступать не годится.