Формат фотографический (формат кадра)

Один из важнейших и влиятельнейших факторов творческого процесса, определяющий не только и не столько максимальный размер последующего увеличения фотоснимка, но и особенности видения и восприятия фотографом (и зрителем) самого объекта съемки.

Чем меньше формат кадра, тем сильнее влияние на фотоизображение материала, из которого изготовлена светочувствительная эмульсия (зернистость, гранулярность, механические свойства и т.д.). Таким образом, переход фотографа на более крупный формат означает одновременно и несколько большую творческую свободу последнего. Ограничением здесь служит лишь транспортабельность съемочной аппаратуры, ее стоимость и проблемы с обработкой фотоматериалов большого формата.

Нетрудно догадаться, что кадр на пленке типа 110 форматом 13х17 мм дает более плоское и менее богатое деталями изображение, чем кадр новомодного формата APS (17х30 мм), а тот, в свою очередь, уступает (что бы там не твердила реклама) по качеству кадру тип 135 форматом 24х36 мм.

Фотографы как люди творческого труда подвержены частой смене эмоционального состояния, выражающейся весьма часто в стремлении приобрести фотокамеру большего формата. На роликовой пленке тип 120 умещается всего 12 квадратных кадров формата 56х56 мм (или 20 на экзотической пока для России пленке тип 220), но это отнюдь не означает, что их расходуют в 3 раза больше, чем обычных 36-кадровых пленок тип 135: обладатель широкопленочного фотоаппарата фотографирует не так быстро и более вдумчиво подходит к построению кадра, чем владелец узкопленочного „фотопулемета“. Что же касается камер крупного (6х7 см и более) формата, то для них характерна максимальная степень приближения к объекту (при портретной съемке) и „одушевления“ неодушевленых предметов.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуются три формата (в порядке убывания): 135 (обычная 35-мм пленка), APS (пленка IX240) и 120 (средний, объединяет три наиболее распространенных подформата 6х4,5, 6х6 и 6х7). Первый имеет универсальное применение, второй оирентирован в первую очередь на фотолюбителей, третий используется профессионалами в областях, как правило, не требующих высокой опреативности съемки.