Зоркий-4 — ностальгическая фотокамера

Дальномерная механическая фотокамера Зоркий-4 со сменным объективом Юпитер-8 50 мм f/2


…Когда я беру в руки этот фотоаппарат, которому исполнилось уже 40 лет, мне действительно хочется говорить стихами. С ним связаны самые яркие воспоминания о студенческих годах, о друзьях молодости, о путешествиях во время каникул, оставшиеся в четких черно-белых снимках. Он был надежным спутником, если хотите — другом, всегда готовым к работе. Он не отказывал никогда и ни при каких обстоятельствах — ни в холод, ни в дождь, ни в жару.

Элементы управления дальномерной механической фотокамеры Зоркий-4

Удивительно красивая и гармоничная конструкция, вобравшая в себя лучшие черты послевоенной Лейки, широко раскрытый лиловый глаз Юпитера-8, штатного объектива, — все говорит о том, что создатели этого шедевра Красногорского механического завода вложили в него не только свой труд, но и душу. Я думаю, что эта камера — самое замечательное из того, что было поставлено на конвейер в Красногорске за прошедшие полвека. Все последующие модели марки Зоркий были либо явно слабее «четверки» по широте технических возможностей (5, 6), либо не были ее логическим развитием (10-12) и коренным образом отличались в сторону уменьшения надежности и творческих возможностей. В 70-х годах Зоркий-4 прошел некоторую модернизацию и стал называться Зоркий-4К. Стала проще конструкция оправы штатного объектива (что сразу затруднило работу с прямоугольной блендой), исчез поводок кольца фокусировки. Вместо традиционной рукоятки перемотки пленки и взвода затвора камера обрела удобный курковый взвод. Однако все остальное осталось неизменным, и, возможно, это было правильно — надежность сохранилась по-прежнему достаточно высокой при неизменившихся творческих параметрах. Недаром камерой охотно пользовались не только фотолюбители, но и корреспонденты областных и районных газет, криминалисты, геологи — словом, все те, кому был необходим компактный и надежный инструмент для решения профессиональных задач.

Сегодня, в эпоху набитых электроникой зеркалок и «беспроблемных мыльниц», старенький дальномерный механический фотоаппарат кажется явным анахронизмом. Но давайте зарядим в него современную хорошую фотопленку и проверим главное — каково качество полученных снимков. Действительно, так ли уж устарела «четверка» с этой точки зрения?

Итак, полностью механическая дальномерная фотокамера Зоркий-4 № 6144734 с объективом Юпитер-8 50 мм f/2 с блендой. Кроме этого имеется широкоугольный объектив Юпитер-12 35 мм f/3,5 № 85047090 и револьверный видоискатель для сменной оптики. Экспозиция определялась по электронному фотоэкспонометру Свердловск-4.

Сменный широкоугольный объектив Юпитер-12 35 мм f/2,8
Широкоугольник Юпитер-12 35 мм f/2,8 — пожалуй, один из лучших отечественных сменных объективов для дальномерок. Его дополнительный плюс — большая конструктивная бленда.

Когда начинаешь работу Зорким-4, сразу же приятно удивляют две особенности. Первая — вполне приличный набор выдержек даже по сегодняшним меркам — 1/1000–1 с. Вторая — плавная, без заметных содроганий, почти бесшумная работа шторного затвора, совершенно несвойственная даже средней стоимости зеркалкам, не говоря уже о Зенитах. Значительным удобством, особенно для людей с нестандартным зрением, является наличие диоптрийного корректора в видоискателе. Достаточно удобен и совмещенный с видоискателем дальномер, в точности работы которого убеждает качество фокусировки снимков, приведенных ниже. Если добавить ко всему автоспуск и наличие синхроконтакта для импульсных фотоламп (к сожалению, башмак для принадлежностей — «холодный», без синхроконтакта), то мы получим полный набор технических возможностей вполне современной камеры! Разумеется, о таком удобстве, как автоматическая отработка экспозиции, речь не идет, однако это вполне компенсируется наличием отдельного экспонометра, а небольшие погрешности экспонометрии компенсируются достаточной широтой современных негативных фотоматериалов.

Посмотрим, однако, на реальные фотографии. Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на фото 1. Резкость снимка такова, что достаточно хорошо видны все детали, достоверно переданы цветовые оттенки (включая фон). При этом фотография сделана в пасмурный день объективом Юпитер-8 при диафрагме f/2,8 и выдержке 125 с. Столь же выразительным по резкости и передаче деталей и цветов оказалось фото 2, сделанное в помещении у открытого окна полностью открытым объективом на выдержке 1/60 с. О том, насколько меньше по сравнению с зеркалкам вибрации камеры во время срабатывания затвора, можно судить и по фото 3. В буковых рощах довольно темно даже в хороший солнечный лень. Фотография весенних буков выполнена пасмурным утром при диафрагме f/4 с выдержкой ¼ с без упора, с рук!

Ладушка (фото: Владимир Романенко). Камера Зоркий-4, объектив Юпитер-8 50 мм f/2,8, 1/125 с, пленка Agfa HDC 100.
Фото 1. Ладушка. Юпитер-8, f/2,8, 1/125 с.
Котофеич (фото: Владимир Романенко). Камера Зоркий-4, объектив Юпитер-8 50 мм f/2, 1/60 с, пленка Agfa HDC 100.
Фото 2. Котофеич. Юпитер-8, f/2, 1/60 с.
Весенние буки (фото: Владимир Романенко). Камера Зоркий-4, объектив Юпитер-8 50 мм f/4, 1/4 с, пленка Agfa HDC 100.
Фото 3. Весенние буки. Юпитер-8, f/4, ¼ с.

Как известно, в Зорком не предусмотрена возможность макрофотосъемки. Тем не менее реально Юпитером-8 можно снимать с расстояния 0,8 м. Кроме того, при закрывании диафрагмы до f/16 и даже f/22 обеспечивается глубина резкости от 0,7 м. Именно так получено фото 4. Возможность закрыть диафрагму до предела была предоставлена ясной, солнечной погодой.

Одуванчики (фото: Владимир Романенко). Камера Зоркий-4, объектив Юпитер-8 50 мм f/16, 1/60 с, пленка Agfa HDC 100.
Фото 4. Одуванчики. Юпитер-8, f/16, 1/60 с.

Несколько слов об объективе Юпитер-12. Этот великолепный широкоугольник (35 мм f/2,8) применяется для съемки пейзажей и архитектурных сооружений. Можно с уверенностью сказать, что качество этого объектива (на мой взгляд) вполне сравнимо с лучшими образцами оптики этого класса, хотя стоимость его несравненно меньше. С одним из снимков, сделанных им (фото 5), связана забавная история. Во время съемки я постоянно слышал довольно громкое овечье блеяние, но так и не смог разглядеть, где находится отара. И, лишь напечатав фотографию, обнаружил в левом верхнем углу, выше скалы, изображения овец, каждой по отдельности, и не просто в виде пятен. В 4-кратную лупу видны их очертания, а также то, что они разного цвета и размера. Между прочим, расстояние до этого места составляло по визуальной оценке не менее 500 м. И это — на периферии кадра! То же самое можно сказать и о снимке древнего храма (фото 6).

Скала «Белый замок» (фото: Владимир Романенко). Камера Зоркий-4, объектив Юпитер-12 35 мм f/11, 1/125 с, пленка Agfa HDC 100.
Фото 5. Скала «Белый замок». Юпитер-12, f/11, 1/125 с.
Нижний Архыз. «Северный» храм — Георгиевский кафедральный собор, X в. (фото: Владимир Романенко). Камера Зоркий-4, объектив Юпитер-12 35 мм f/5,6, 1/500 с, пленка Agfa HDC 100.
Фото 6. Нижний Архыз. «Северный» храм — Георгиевский кафедральный собор, X в.

Итак, проверка качеств Зоркого-4 закончена. Проявлены пленки, отпечатаны снимки. Камера вновь подтвердила свою высокую репутацию, но закончить эту публикацию мне бы хотелось вопросом: а не слишком ли рано Красногорский завод отказался от продолжения выпуска и дальнейшего развития этого аппарата?

Сегодня мы являемся свидетелями того, как уверенно совершенствуют и продолжают выпуск 35-мм дальномерок Leica, Yashica (электронные дальномерки Contax), Konica, как японская Cosina возродила заслуженную марку Voigtländer. При этом такие камеры отнюдь не являются самыми дешевыми. Модернизированный и не столь дорогой Зоркий-4 мог бы составить вполне достойную конкуренцию этим «иностранцам». Каким бы хотелось его видеть лично мне?

Прежде всего, надо сохранить линейку объективов — Юпитеров-8, 9 и 12, где «восьмерка», которая дает резкое и вместе с тем пластичное изображение, должна остаться объективом штатным. По минимуму — желательно сменить резьбовое соединение на байонет, обеспечить многослойное просветление линз, улучшить качество светопоглощающих покрытий. Хотелось бы также, чтобы камера была снабжена горячим башмаком, TTL-экспонометром, совмещенным с видоискателем, который, в свою очередь, имел бы рамки границ кадра с компенсацией параллакса. Возможно, имело бы смысл продумать возможность установки в видоискателе и 3-ступенчатого зума для работы с основными сменными объективами.

Конструкция затвора в целом вполне себя оправдала, хотя имело бы смысл модернизировать узел переключения скоростей (с помощью невращающейся головки). Такая модель, без разного рода электронных и неэлектронных излишеств, могла бы быть базовой. В перспективе по мере появления опыта эксплуатации и накопления конструкторских разработок можно добавлять и изменять отдельные системы и узлы — например, установить более современный затвор, автоматизировать отработку экспозиции в режиме приоритета диафрагмы, применить моторный взвод с перемоткой пленки (возможно, посредством стыкующегося вайндера).

Но все это только при условии сохранения надежности и точности фотокамеры на уровне не ниже прежнего — тогда даже при минимальной модернизации конструкции такой фотоаппарат наверняка будет иметь успех. И обязательно необходимо выдерживать строгий классический дизайн, высокое качество отделки.

Нет, что ни говорите, а кое-что у нас делать умели!

И я очень надеюсь, что нам удастся еще увидеть на телеэкране не призывы покупать сомнительного качества импортные пластиковые «мыльницы», все достоинство которых заключается в простоте зарядки, а звучный и яркий плакат: «Зоркий — всегда зоркий!»

Все фотографии сделаны автором на фотопленке Agfa 100 HDC. Автор благодарит лабораторию компании «Премьерfoto», в которой напечатаны все фотографии.

Источник:
журнал «Фотомагазин» № 1—2 2002 © Владимир Романенко, 2001