Дао Дэ Цзин и фотография. Путь истины фотографа и Достижение им совершенства
Пятница, Январь 21, 2005 » съемка
Игорь Ефремов
В этом небольшом проекте предпринята попытка отобрать из текста Дао Дэ Цзин (автором которого традиционно считают Лао Цзы) те мысли и положения, которые могут быть полезны для всех творческих людей в целом и для фотографов в частности. Конечно, в этом древнекитайском трактате ничего не говориться ни о фотоискусстве, ни о фоторемесле. Однако фотография давно уже стала частью жизни многих людей. А о чём же, как ни о Жизни, повествует эта древняя книга?
При чтении следует помнить, что во многих случаях древние тексты невозможно трактовать однозначно. Поэтому любая предложенная трактовка будет весьма несовершенна. Автору этих строк менее всего хотелось бы, чтобы данная попытка напоминала анекдотичный опус «Россия
Все цитаты (кроме оговоренных особо) взяты из текста Дао Дэ Цзин в переводе Ян Хин Шуна. Номера, приведенные в конце пунктов в фигурных скобках, являются ссылками на главы этого текста.
Фотография, которая может быть выражена через визуальные образы, не есть истинная фотография. Подлинная фотография
— это то, что побуждает к фотографии, или же то, что остаётся в субъекте после просмотра фотоизображения. Только тот, кто свободен от страстей, способен увидеть чудесную тайну фотоискусства. {1}Не следует чураться безобразного и избегать его, ибо красивое и безобразное непрерывно переходят друг в друга и порождают друг друга. В этом основа гармонии. «Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное». {2}
Спокойно взирайте на нелицеприятную критику. Она тоже
— всего лишь необходимая противоположность. Неплохое утешение для новичков, только вставших на Путь истины, содержится в стихах Роберта Бернса:
Жму руки дуракам обеими руками: Как многим, в сущности обязаны мы им! Ведь если б не были другие дураками, То дураками быть пришлось бы нам самим. |
(Перевод: С. Я. Маршак) {2} |
Избегайте праздного щёлканья затвором. Если можете не снимать
— не снимайте! Каждая фотография должна появляться в результате полной невозможности удержаться от съёмки. «Совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние». {2}Не гонитесь за количеством. Пусть ваших работ будет мало, но их качество будет велико. Критически относитесь к потоку своего творчества. Смело отправляйте большинство своих творений в мусорную корзину. Делайте паузы в работе. Не жалейте времени на осмысление пройденного и накопление нового. «Лучше ничего не делать, чем стремиться к тому, чтобы что-либо наполнить… Если чем-либо острым всё время пользоваться, оно не сможет долго сохранять свою остроту». {9}
Не живите старыми проектами. Двигайтесь дальше. «Когда дело завершено, человек должен устраниться. В этом закон небесного Дао». {9}
Если съёмка даётся вам с усилиями
— не упорствуйте! Отложите проект. Попытайтесь переосмыслить его. Вымученный результат чаще всего не бывает хорошим. Реализуя ваши замыслы, вам следует, «приводя в движение, не прилагать к этому усилий». {10}В фотографиях помимо авторской мысли должно быть изрядно и пустоты. Эта пустота даёт возможность зрителю самостоятельно домыслить работу автора. Она сделает восприятие не столь однозначным и привнесёт в творение множество оттенков и нюансов. «Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них». {11}
В фотографиях не должно быть ничего лишнего. «Пять цветов притупляют зрение». {12}
Секрет фотографии не в том, что на ней изображено, а в том, что смог увидеть автор и что смогли увидеть зрители. «Смотрю на него и не вижу, а поэтому называю его невидимым». {14}
Не считайте идеи, заложенные в какую-либо фотографию, самой этой фотографией. В фотоизображении нет ничего, кроме этого изображения. «Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие». {18}
Название фотографии
— лишь языковая метка. Настоящая фотография существует вне текстового контекста. «Нужно меньше говорить, следовать естественности». {23}Не прилагайте усилий для достижения славы. «Кто сам себя восхваляет», тот не добудет её. {24}
Не почивайте на лаврах, совершенствуйтесь, ибо: «Знающий людей благоразумен, знающий себя просвещён. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен.» {33}
Намеренное привнесение чего-либо внешнего в фотоизображение часто обречено на провал. Причём неудача этой попытки тем значительней, чем более всеобъемлюще это привнесение. «…истинная правда похожа на её отсутствие, …сильный звук нельзя услышать, великий образ не имеет формы. Дао скрыто и не имеет имени. Но только оно способно помочь всем существам и привести их к совершенству». {41}
Любое искусство
— это поиск меры и соблюдение меры. К произведению искусства нельзя ничего добавить, равно как нельзя и ничего отнять от него. «Кто знает меру, у того не будет неудачи». {44}Стремлению к новаторству следует предпочесть стремление к естественности. «Дао рождает. Дэ вскармливает. …Дао почитаемо, Дэ ценимо, потому что они не отдают приказаний, а следуют естественности». {51}
Фотографируя, помните: идущее от сердца часто превосходит то, что исходит от разума. «Кто содержит в себе совершенное Дэ, тот похож на новорождённого. …Он совершенно гармоничен». {55}
Тот, кто знает, не фотографирует. Тот, кто фотографирует, не знает. {56}
Совершенствуйтесь постепенно. Начинайте с малого. Великое само придёт к вам, когда настанет время. «Преодоление трудного начинается с лёгкого, осуществление великого начинается с малого, ибо в мире трудное образуется из легких, а великое
— из малого. Поэтому совершенномудрый начинает не с великого, тем самым он совершает великое». {63}Не ищите в существующем ни повода, ни источника, ни причины для творчества. «Действие надо начинать с того, чего ещё нет». {64}
Не навязывайте другим людям своего мировосприятия. Тратьте время на самосовершенствование, а не на праздные споры. «Умный полководец не бывает воинственным. Умелый воин не бывает гневен». {68}
Занимайтесь не борьбой с другими, а тем, что вам предназначено. «Небесное Дао не борется, но умеет побеждать». {73}
Верные фотографии не изящны. Красивые фотографии не заслуживают доверия. «Знающий не доказывает, доказывающий не знает». {81}
В Интернет можно легко найти многочисленные другие переводы.