Зеркальные Контаксы — консервативные совершенства
Понедельник, Сентябрь 16, 2013 » 35mm, Carl Zeiss, Contax, зеркальные, история, камеры, пленка
Андрей Шеклеин
Человек не может жить без мечты. И не удивительно, что увлеченный фотограф мечтает о каком-нибудь редком, дорогом и знаменитом фотоаппарате.
В годы моей молодости такой мечтой для большинства из нас был Контакс — всемирно известная дальномерная камера немецкой фирмы Цейсс-Икон, олицетворение высочайшей оптической точности, соперник и «совершенный ответ» вызову не менее знаменитой Лейки. Когда он только появился, реклама в очень серьезном фотографическом журнале представляла его так:
«Контакс создавался с единственной целью — давать миниатюрные негативы совершенного качества. Эта цель достигается микроскопического уровня разрешением, которое позволяют получить объективы Цейсса; точностью фокусировки, обеспечиваемой конструкцией защищенного патентом широкобазисного дальномера с вращающимся клином; не существовавшей ранее жесткостью допусков на изготовление всех механических узлов аппарата и мелкозернистостью современных пленок, среди которых пленка Цейсс Икон Пернокс — имеющая теперь панхроматическую сенсибилизацию — является выдающимся примером. Металлический затвор действительно отрабатывает экспозицию в 1/1000 с, а широкий выбор Цейссовских объективов дает возможность владельцам Контакса работать практически во всех областях фотографии. История Контакса и его оптики содержится в книгах «Знаток и Контакс» и «Десять объективов для Контакса», обе мы вышлем вам бесплатно.» (The British Journal of Photography, 09, 1935)
И это когда «новорожденному» исполнилось всего три года! Волею судеб в начале пятидесятых годов Контакс в облике арсенальского Киева стал доступен и нам, хотя стоил в 4 раза дороже вполне приличного ФЭДа. Пока не износились станки вывезенньпх по репарациям оптических заводов, и пока заводчане не взялись за «модернизацию» знаменитого прототипа, наш Киев ничем не уступал немецкому оригиналу по качеству. Только название — в чистом виде торговая марка — делало истинный Контакс более престижным и фешенебельным.
В «дозеркальный» период дальномерные Контаксы (модель II и III без экспонометра и с ним) были очень удачными аппаратами. Недаром нынешние киты фотоиндустрии — Никон и Кэнон — начинали свою славу с фотоаппаратов, как родные братья похожих на своего именитого родителя. Подражания стали антикварными редкостями, их нынешняя стоимость чуть не в десять раз превышает первоначальную. Хотя справедливости ради скажем, что и доллар тогда был много весомее теперешнего.
Пришли 60-е годы, а с ними эра «всемогущих» однообьективных зеркалок. В противоположность Лейке, Контакс не пошел на создание параллельных систем — дальномерных и зеркальных моделей — и на некоторое время ушел в весьма глубокую тень. Но его имя и его слава продолжали жить в сознании фотографов. олицетворявших с этим названием высокий стиль и лидируюшее качество. А дальше мы могли наблюдать (и наблюдаем сейчас), как бережно, я бы даже сказал — трепетно, но одновременно коммерчески победоносно используются на свободном рынке знаменитые имена и торговые марки. Немецкие и японские бизнесмены слили силы в борьбе за покупателя, и Контакс вновь блистает среди престижных, но теперь уже зеркальных моделей, влив в свое новое обличье за фасадом фирмы Kyocera успехи японской Yashica, многолетнюю славу Contax и вековое величие оптики Carl Zeiss.
Не только в названии камеры, но и в названиях объективов вновь звучит именитость Планаров, Дистагонов, Зонаров, Тессаров, хотя волею неизбежного технического прогресса мало что осталось общего по конструкции и характеристикам оптического стекла в этих современных потомках своих великих предков. Новые веские имена позволяют им выделиться среди подобных, ничуть не худших творений других ведущих фирм. И если перед фотографом старого поколения положить рядом прекрасный, как ювелирное украшение, Carl Zeiss Planar T* 1,4/50 mm с не менее прекрасным Minolta Rokkor MD аналогичных параметров, его дрогнувшее сердце невольно склонится к первому. Хотя оба (велика ирония судьбы) сделаны на японских заводах умелыми восточными руками, вернее — станками. Как много в звуках «Контакс» и «Карл Цейсс» слилось для уха фотографа, и как умело используется ныне эта ностальгия опытными дельцами задавленного звериной конкуренцией рынка. Привычные названия требуют, однако, привычного имиджа. В новые аппараты он закладывается по тем же принципам, что и в 1932 году, поэтому современные Контаксы достойно поддерживают свой престиж. Впрочем, в этом нетрудно убедиться и самим.
Поколение зеркальных Контаксов
Независимо от Цейсс-Икон, заводы которого после войны остались в Западной Германии, первые зеркалки с этим названием (и одни из первых 35-мм зеркалок в мире) появились в Германской Демократической Республике. Это были удобные, и для своего времени совершенные механические аппараты с большим набором сменной оптики и впервые примененными пентапризмами. Они избавили фотографа от «лягушачьей перспективы» и перевернутого изображения, сопровождавших съемку с шахтным видоиcкателем. Несколько незначительно отличающихся моделей (Contax B, S) просуществовали относительно недолго и были вытеснены столь полюбившимися нашим фотографам Практиками — линией, сохранившейся и после слияния обеих Германий.
Новое рождение зеркального Контакса связано с началом электронной эры, внедрившейся в камеры 70-х годов. Контакс RTS (1974 г.) сразу стал аппаратом высшего класса и основоположником серии моделей, существующих и ныне. По дизайну, по заложенным возможностям эта камера уже тогда планировалась как эпохальная. Нешаблонный дизайн создавался в мастерской великого Порше — «скульптора» престижнейших роскошных автомобилей. А буквы RTS представляют собой аббревиатуру английской фразы «Real Time System» — система, работающая в реальном времени. Это революционное новшество увязало отрабатываемую выдержку с любыми изменениями освещенности сюжета, происходящими даже тогда, когда затвор уже открыт. Отражаемый от пленки свет непрерывно воздействует на зкспонометрическую схему, которая закрывает шторки точно в момент его «достаточности» для правильной экспозиции. Без этой системы автоматика отрабатывает выдержку, определенную непосредственно перед открытием затвора, и дальнейшие световые вариации на работу камеры уже не влияют. В рекламном проспекте фирма приводит наглядный пример: вы снимаете городской пейзаж ночью; установленная на штативе камера начинает отрабатывать выдержку в десяток секунд, а то и больше; и вдруг перед вами расцвел букет красочного фейерверка, небо вспыхнуло множеством ярких огней, улицы засверкали. Однако автоматика продолжает отработку ранее определенной выдержки, кадр будет безнадежно испорчен. И только «RTS» сразу прореагирует на неожиданное изменение, уменьшив выдержку до значения, необходимого в новых условиях.
Линейка Контаксов включает несколько моделей разной сложности. Чем же она отличается от современных зеркалок других ведущих фирм, того же Кэнона, Никона или Минолты? Основной девиз, провозглашенный в рекламе, совпадает с устремлениями других разработчиков: «Современный фотограф требует оборудования, которое активно помогает в создании фотографического изображения». Вот только степень этой активности выглядит на фоне перенасыщенных электроникой чужих зеркалок — как бы лучше сказать — слегка консервативно.
Отсутствие автофокусировки (это в наши-то дни !), встроенных вспышек, ограниченность «дисплейного» представления информации обращены к скорее людям солидным, не одобряющим легкомысленных и быстро меняющихся новаций. Это психология высоких профессионалов фотографии или «китов» современного бизнеса. Вспомните — истинно профессиональные камеры вроде Никона F4 также выглядят старомодными в окружении своих младших собратьев. Однако, если хотите — это консервативность респектабельности: все элементы управления «под рукой», устанавливаемые параметры легко читаемы и легко изменяемы, камера как будто сама ложится в рабочее положение. Сдержанный, благородный стиль, изящная отделка, начавшись с первых Контаксов «для миллионеров», не деградировали и теперь, когда в 1992 г. фирма отмечала 60-летие своей знаменитой марки.
Сейчас вершина пирамиды — модель RTS III (1990 г.). Профессиональный аппарат, при всех испытаниях попадающий в категорию «Супер», впечатляет не обилием электронных «накруток», а надежностью прочного фотографического инструмента. В ней использованы все последние технологические достижения для повышения качества в сочетании со всеми возможностями, действительно необходимыми в работе профессионала. Это, конечно же, легкий и прочный цельнометаллический корпус, наиболее ответственные детали которого (например, система опор зеркала) сделаны из титана. Превосходный видоискатель с совершенно точным (100%-ным !) соответствием границам кадра (вспомните около 70% поля, которые до сих пор вы видите в некоторых «Зенитах», ведь это чистая потеря одного из гпавных преимуществ зеркалки — возможности точно построить кадр).
Но главное, пожалуй, преимущество является вообще революционным в малоформатных аппаратах общего назначения. Это специальная система выравнивания пленки в фокальной плоскости, позволяющая реализовать все потенциальные возможности очень высококачественной современной оптики. Поясним это чуть подробнее.
Известно, что пленка не становится автоматически совершенно плоской. Ответственные астрономические снимки из-за этого до сих пор делают на фотопластинках. А в специальных фотоаппаратах, где всё-таки применяют пленку — в азрофотосьемке, например — приходится вводить сложную систему пневматического или вакуумного прижима, когда давлением газа пленка выравнивается по всей площади кадрового окна. В 35-мм камерах раньше хватало двойных длинных направляющих с полированной поверхностью и удлиненного прижимного столика — посмотрите, как ато сделано в хорошей зарубежной камере. Однако провал пленки в «яму» кадрового окна все-таки был, и не такой уж незаметный, до двух сотых миллиметра, причем он еще менялся в зависимости от того, какой ) по счету кадр рулона зкспонируется. Одна-две сотых миллиметра, казалось бы, совсем ничтожная величина… Но для современной оптики, в первую очередь длиннофокусной и предельно светосильной, эта неплоскостность могла непредсказуемо «съесть» больше 10% реальной разрешающей способности, давая, к примеру, 90 вместо 100 лин/мм. В борьбе за высшие показатели Контакс взял на вооружение вариант военных технологий — сочетание вакуумного прижима со специальной системой роликовой подачи и большим, сделанным из специальной керамики, прижимным столиком. Система обеспечивает почти идеальную плоскостность (лучше двух тысячных миллиметра) даже при моторной протяжке со скоростью 5 к/с, причем между зкспозициями столик отходит, чтобы пленка не царапалась.
Пока это новшество имеется у единственной камеры, и оно повлекло за собой необходимость «усиления» крепежного узла объектива. Байонет, который конструктивно не изменился, гарантирует тем не менее более стабильную посадку сменной оптики и сохранение юстировки в экстремальных условиях (мороз, жара).
В остальном камера соответствует привычному уровню современной автоматики — интегральный и точечный замер экспозиции через объектив, приоритет выдержки или диафрагмы, ручной режим, встроенный мотор, экспокоррекция, экспопамять и так далее… Сменные фокусировочные экраны, отдельная TTL-вспышка, более 30 дополнительных объективов — вся система ничуть не уступает любой другой ведущей фирме.
С другого «края» электронных камер находится Контакс 167MT (1986 г.), в котором впервые в мире была введена автоматическая экспозиционная вилка. Типичная хорошая камера любительского класса, 10 возможностей автоматической и ручной экспозиции… Всё та же линейка оптики, но, к сожалению, питание от «тонких» батареек (тип AAA). Больше информации выводится на дисплей.
1992 год подарил фотографам модель ЅТ, что-то среднее между 167MT и RTS III. Очень точный затвор до 1/6000 с, длиннющий керамический прижимной столик, но без вакуумного подсоса, три экспозиционных автоматических режима, включая программу, металлический корпус обеспечивают реализацию всех возможностей сменной оптики и делают камеру полупрофессиональной.
В том же году появился ностальгический возврат к прошлому — Контакс S2. Под девизом «Назад к основополагающей камере» была выпущена чисто механическая модель. Решение, которое позже повторили и другие фирмы. Что это: простая камера для любителя или вторая камера для профессионала? Скорее последнее, так как несмотря на «чистую механику» камера впитала все технологические новшества начала 90-х годов. Единственная электроника — встроенный ТТІ-экспонометр со светодиодной индикацией в видоискале, точечный замер экспозиции, сменные фокусировочные экраны, выдержка от 1 до 1/4000 с. И полная свобода в творческом выборе экспозиционных параметров. Герметизированный корпус, привычный курковый взвод и ручка-рулетка обратной перемотки. Очень привычная и очень хорошая камера…
В перечисленной казалось бы завершенной линейке камер явно отсутствовала модель, в которой конструкторы вспомнили бы о модернизации фокусировки. До автофокусировки дело не дошло, но в модели Контакс RX появился электронный дальномер, показания которого выведены на дисплей в окуляре видоискателя. Кроме положения точной наводки там видны степень расфокусировки и основные параметры — диафрагма, выдержка, метод замера экспозиции, счетчик кадров. В центре видоискателя остался привычный микрорастр и клинья Додена. Впрочем, фокусировочные экраны и здесь сменные, так что фотограф может выбрать простое «матовое стекло». В остальном камера вполне электронная, со встроенным мотором и возможностями модели ST. Появление 8 функций потребителя дополнительно сближает эту модель с «крутыми» новинками других фирм. Отличный затвор до 1/4000 с и металлический корпус позволяют отнести камеру к группе, предназначенной для серьезных любителей и профессионалов. «Этой камерой мы представляем машину, которая в максимальной степени сочетает возможность технического инструмента и орудия в руках художника», заявляет фирма в рекламе.
Как видите, выбор камер для любых потребностей. Добавьте действительно превосходную сменную оптику Carl Zeiss серии T*, без автофокусировки и любой экспозиционной автоматики (серии MM). Два конвертера 2x со многими из объективов (фирма дает развернутые рекомендации) практически не ухудшают качество изображения, позволяя сократить затраты на приобретение недешевой оптики с различными фокусными расстояниями. Среди объективов Цейсса отсутствуют изделия с предельной светосилой или слишком «растянутые» зумы, особенно широкоугольные. Возможно, это также дань консервативной респектабельности и отсутствие компромиссов за счет качества?
Завершея статью, упомянем, что не только зеркалки носят сейчас имя Контакс. С двумя совершеннейшими моделями компакт-камер Контакс T2 и Контакс Tvs вы можете познакомиться в этом же номере журнала, а Контакс G1 (подробно описан в «ФМ» №5, 1995) открывает новую эпоху современных дальномерных аппаратов со сменной оптикой. Характеристики и параметры объективов Carl Zeiss и камер Contax см. в таблицах на стр. 45 и 46-47 соответственно. А сенсацию — модель с автофокусировкой — на стр. 27.