Снежное ню

Снежное ню, фото 1.
Холод — это не яд, убивающий человека мгновенно, а то, с чем человек сосуществует тысячи лет, особенно в наших широтах.


Не все фотографы, снимающие в стиле ню, любят студию. Съемки на пленере дают значительно больше возможностей во всех смыслах, да и фотографии получаются более живыми. Однако, реалии жизни таковы, что мы живем в широтах, где зима по русскому народному календарю длится 111 дней, то есть почти треть года. Однако, даже в холодное время года возможно проводить съемки на улице и получать интересный результат.

В данном материале я поделюсь практическими советами по съемке людей в холодное время года.

Для начала, очень важно понимать, что такое акклиматизация организма. Наше тело устроено таким образом, что самостоятельно может настраиваться на различные температурные условия. Для этого требуется время, приблизительно 2 недели. После акклиматизации та или иная температура становится для организма «привычной», будь то тепло или холод. Например, если летом после жары на улице неожиданно установится температура +10 градусов, это будет восприниматься как очень большой холод, буквально, хуже, чем зимой. В такую погоду ничего не стоит простудиться. С этим явлением сталкивался любой, кто возвращался холодной осенью или ранней весной из поездок в теплые края. И наоборот, после долгой зимы, уже ранней весной, температура в +1 +5 градусов в солнечную безветренную погоду воспринимается как практически жара. Именно это время лучше всего использовать для съемок — снег еще лежит, а организм лучше всего подготовлен к восприятию холода.

Снежное ню, фото 2.

Сами по себе съемки в стиле ню являются сложной материей, но съемки на снегу сложнее тем, что сильно зависят от погоды, кратки по времени, и требуют учета множества других обстоятельств.

В традиционной медицине используют различные варианты воздействия холода на организм человека, отмечая положительный эффект при условии правильной дозировки. Кратковременное воздействие холода дает позитивную встряску организму, активизирует кровообращание, работу иммунной системы, обменные процессы. Очень важно быть внимательным и всегда помнить, что следует не допускать переохлаждения организма, тогда съемки не опасны для здоровья.

Не стоит думать, что есть какая-то особая порода людей, маловосприимчивых к холоду. То есть, такие люди есть, но они не составляют большинство среди тех, кто может позировать зимой. Я бы даже сказал наоборот — позировать зимой может почти любая девушка, только она об этом скорее всего не знает. Подавляющее большинство моделей — это самые обычные девушки, которые также, как и многие другие люди терпеть ненавидят холод, ходят зимой в шубе и т.д.

Самое главное при таких съемках очень внимательно следить за состоянием организма модели (точнее, это она должна делать сама), как бы каждую минуту спрашивая все части тела, как они себя ощущают. Так как модель может увлечься процессом съемки, фотографу следует периодически дублировать вопросы насчет ее состояния, чтобы модель не забывала за этим следить. Следует учитывать психологический момент — иногда замерзшая модель может утверждать, что она еще не замерзла. Мне кажется, что лучше вовремя прервать съемку и отогреться, чем снимать чуть дольше, но замерзнуть совсем — в этом случае есть реальный риск заболеть, и к тому же отогреться из такого состояния обычно уже не удается.

Снежное ню, фото 3.

Итак, модели для описываемого вида съемок «подходят» те же самые, что и для обычных съемок ню, главное, чтобы у них было желание к экспериментам, и отсутствовали предрассудки касательно воздействия холода. Очень возможно, что им стоит заранее потренироваться в вопросе взаимодействия с холодом, чтобы процесс был менее страшен и стал более привычен.

Для съемок можно пригласить ассистента, например, для того, чтобы он стоял рядом с теплой одеждой, помогал одеваться или переобуваться, либо держал отражатель, но какой-то особенной нужды в дополнительном человеке нет, тем более что он может смущать модель.

Очень полезной вещью для снежных съемок является небольшой кусок вспененного пенополиуретана белого цвета — этот материал иногда используется для изготовления туристических «сидушек», ковриков и т.п. Этот материал легкий и очень теплый. На нем модель может стоять во время переобувания. Также коврик хорошо подкладывать под модель, когда она стоит или сидит на чем-то холодном. Белый цвет коврика позволит ему быть малозаметным среди снега.

Снежное ню, фото 4.

Для съемок на снегу модели обязательно следует одеваться так, как будто на улице реально на 10 градусов холоднее, чем есть на самом деле — это позволит иметь «запас тепла» в организме перед началом съемок, и также позволит согреться после съемок. В противном случае после каждого скидывания одежды модель будет замерзать все больше и больше, со всеми вытекающими последствиями. Имейте в виду — девушки в нашей стране привыкли ходить по улицам зимой «раздетыми», и могут не обратить внимание на просьбу одеться теплее. Как вариант, у них вообще может не быть действительно теплой одежды или обуви. Поэтому фотографу на всякий случай лучше взять с собой запасную теплую одежду для модели (куртку или пальто).

Вообще, одежда по возможности должна быть длинной и теплой, такой, которую можно легко сбросить и надеть. Можно использовать различную одежду из флиса — она теплая и приятна для кожи (не колется, как шерсть). Следует избегать одежды со сложными застежками, неудачными молниями и т.п. — замерзшими руками застегивать такую одежду будет сложно, а главное — долго. Естественно, также не надо забывать про обувь и теплые носки. Запасной комплект теплых носков необходим, так как стояние на снегу способствует намоканию носков после переодевания. Пригодятся также варежки — они теплее перчаток и быстрее одеваются.

Замечательным вариантом обувки являются, как ни странно, валенки! Это самая теплая обувь, очень удобная, ее можно быстро снимать и надевать, и также в валенках не холодно мокрым ногам. Валенки еще кое-где можно купить, так что пользуйтесь случаем. :)

Снежное ню, фото 5.

Многие уверены, что для съемок на морозе следует использовать алкоголь «для согревания». Я никогда не использовал при съемках алкоголь, и считаю, что его применение как минимум не полезно.

Люди уверены в том, что спирт обладает согревающим свойством — и, якобы, поэтому нет ничего лучшего для замерзшего человека, чем глоток крепкого напитка. В действительности, согревающий эффект алкоголя обманчив: согревают организм лишь первые 50 г водки или коньяка. За счет расширения сосудов нормализуется кровоснабжение внутренних органов, а дальнейшее принятие алкоголя усиливает кровоток в коже, что приносит приятное ощущение тепла. Однако в этом случае усиливается и теплоотдача организма. Таким образом, процесс «отданного» тепла начинает превышать «приобретенное» — именно поэтому так часто в холод гибнут люди, согревавшиеся алкоголем.

Также надо учитывать, что алкоголь зауживает сознание, притупляет восприятие реальности, а когда человек находится на холоде, и тем более фотографируется — это не очень хорошо. Поэтому я считаю, что лучше взять с собой побольше горячего сладкого чая в термосе — пользы от этого будет больше.

Снежное ню, фото 6.

Для фото со стоящей на снегу моделью можно использовать упомянутый белый коврик, немного прикопав его в снегу. Можно обойтись и без коврика — все зависит от модели и от задумки автора.

Для того, чтобы спокойно стоять на снегу, очень важно правильное внутреннее состояние человека. Не нужно внутренне сжиматься и напрягаться. Во-первых, все это будет отражено на лице, а значит и на фотографиях, а во-вторых, красота, конечно, требует жертв, но не таких же. Оказывается, многие люди могут довольно спокойно сколько-то времени стоять на снегу, будучи в расслабленном, спокойном состоянии, как бы со стороны наблюдая свои ощущения. И тогда можно сделать довольно необычное открытие — что на теле есть любые ощущения, кроме собственно самого холода. Это довольно интересно само по себе, и модель может потренироваться в этом заранее, чтобы не испытывать страха и чувствовать себя более уверенной. Для обретения расслабленного состояния можно заранее сделать несколько глубоких вдохов ртом, после каждого немного задерживая дыхание, затем медленно выдохнуть и сделать паузу перед следующим вдохом.

Снежное ню, фото 7.

Фотографу следует быть быстрым — хронометраж съемок со стоящей на снегу и тем более в воде моделью — максимум десятки секунд, не больше.

Важно удачно выбрать место и время съемок. Красиво выглядит лес в безветренную погоду сразу после снегопада, пока снег еще держится на ветках. Лучше по возможности выбирать защищенное от ветра место, потому что даже в оттепель ветер способствует намного более быстрому замерзанию. Если у вас есть машина, хорошо найти такое место, чтобы можно было поставить машину неподалеку и согреваться в ней.

Технически съемки можно делать любой камерой, но зеркалка, конечно, предпочтительнее. Более быстрый автофокус, возможность съемки сериями и в формате RAW дают преимущество. Из оптики в первую очередь пригодятся телезумы. Так же интересен вариант светосильных портретников с постоянным фокусным расстоянием — они помогают лучше отделить объект съемок от фона, не используя излишне большое фокусное расстояние — это дает возможность включить в фото побольше красивого размытого фона.

Я предпочитаю использовать формат RAW. Во-первых, он позволяет исправлять промахи по экспозиции, которые особенно вероятны, когда снег в кадре, и когда неожиданно выглянувшее солнце неожиданно может резко увеличить освещенность сюжета. Также использование формата RAW позволяет избежать проблем с балансом белого.

Как и во время любых съемок на улице, использование заполняющего света (от вспышки или отражателя) может улучшить результат. Хотя во время съемок зимой лежащий снег сам по себе дает довольно сильные рефлексы, выполняя роль природного отражателя.

Часто я использую режим M на камере, чтобы избежать любых проблем с автоматической экспозицией. Ведь никто не знает, как камера отнесется к снегу в кадре, или к солнечным бликам на воде или на снегу, к каким вариациям экспозиции приведет смещение главного объекта в кадре, и так далее. Шансов переснять интересный кадр может и не быть, так что лучше позаботится о правильной экспозиции заранее. Сначала делаются пристрелочные кадры и подбирается желаемая экспозиция, после чего уже можно сосредоточится на самой съемке, не проверяя после каждого кадра, не выбит ли снег и т.п. Особенно это полезно во время очень скоротечных съемок, когда во время самого процесса времени уже не будет ни на что.

Таким образом, снежные съемки вполне возможны, если все хорошо продумать и быть внимательными во время процесса. Желаю успехов!

Источник:
журнал foto&video № 12 2009 © Алексей Николаев, 2009