Yashica — вторая сторона медали
Среда, Февраль 05, 2014 » 35mm, Carl Zeiss, Contax, Yashica, зеркальные, камеры, пленка
Андрей Шеклеин
В мире моды есть мода высокая — для торжественных приемов, выездов в театр, фестивалей и вернисажей. И одежда повседневная — удобный деловой костюм, нарядный свитер, джинсовая пара. Именно так, на наш взгляд, соотносятся две большие группы продукции Kyocera Corporation, названия которых и пишутся обычно как две стороны одной медали — через косую черту: Contax/Yashica.
В свое время мы посвятили Contax’ам отдельный номер журнала (ФМ 1’96). В этот же раз поговорим о Yashic’е — развитой, многосторонней надежной системе, включающей несколько компакт-камер и очень продуманных по своим возможностям однообъективных зеркалок.
Содержание
Медаль всегда имеет две стороны
По существу можно сказать, что Contax и Yashica — две параллельные фотографические системы, различающиеся в первую очередь по назначению и стоимости: Contax — аппаратура профессиональная, а Yashica — любительская. Параллельными же они являются потому, что в основных позициях однотипны и вполне дополняют друг друга.
Что, кроме единой корпорации-производителя объединяет эти линии?
Чисто технически — единый байонет для крепления сменной оптики. Это позволяет иметь в качестве второй камеры (если роль «вечернего костюма» играет у вас Contax) значительно более доступную по цене Yashic’у и использовать с нею все объективы «звездной» серии Carl Zeiss T*. А также иметь единый комплект принадлежностей, начиная от вспышек и кончая аксессуарами для специальных съемок, таких, как мех, удлинительные кольца, окулярная лупа, угловой видоискатель и т.п.
С «нетехнической» точки зрения их объединяют два очень существенных обстоятельства — качество и надежность обеих систем. О Contax’е мы повторяться не будем — это марка с давними традициями. Тем более приятно, что Yashica держит эту высокую планку в классе вполне массовой и недорогой продукции. Например, одна из зеркалок Yashica — механическая FX-З Super, чуть ли не самая дешевая из импортных моделей на нашем рынке, — предельно технологична, изготовлена из надежных материалов и (как, впрочем, и другие модели) почти не попадает в руки механиков — специалистов по ремонту. Да и компактные камеры Yashica выгодно отличаются от продукции других, весьма именитых фирм основным для покупателя свойством — «не подводить». Среди них есть две особенные — T4 и T5 — с Tessar’ом профессионального качества. И это при умеренной цене роднит их по качеству изображения со знаменитыми топ-компактками аристократических родственников — Contax’ами T2 и TVS.
Резюмируя кратко, скажем, что не только по рекламным проспектам, но и по реальному опыту многих фотографов Contax/Yashica — действительно две неразрывные стороны одной медали, причем медаль эта из самого благородного металла. А в совокупности покупатель может выбрать отличную компактную модель или зеркалку на любой вкус от чистой механики до традиционной (Yashica 300 AF) или революционной (Contax AX) автофокусировки. Россыпь из более чем полусотни сменных объективов и единая система аксессуаров дополняют этот выбор. Долгие годы снимая самыми разными камерами, автор не скрывает, что ныне симпатии его все более склоняются на чашу весов не по доходам прекрасных аристократов — Contax’ов (человек не может жить без мечты!) и симпатичных трудяг Yashica.
Однообъективные зеркалки Yashica
Сегодня вы можете увидеть на прилавках четыре модели зеркальных камер Yashica. В простейшей и наиболее недорогой механической Yashica FX-З Super 2000 выдержки от 1 до 1/2000 с и В, синхронизация на 1/125 с. В качестве основного объектива предлагается семилинзовый зум ML З,5—4,8/35—70 мм с макроположением в масштабе 1:5 и минимальной дистанцией наводки 0,7 м. Кроме него можно использовать еще любой из 20 сменных объективов типа ML* от рыбьего глаза 2,8/15 мм до зеркального телевика 11/1000 мм и еще 30 объективов Carl Zeiss T*. Фирменные вспышки CS 201, 202, 203 Auto, CS 220, 221 Auto и стандартный набор приспособлений для макросъемки дополняют комплект. Курковый взвод, никаких дисплеев, в видоискателе только сигнал вспышки и три светодиода экспозамера. Металлический затвор, автоспуск, TTL-замер, фокусировочный экран с клиньями и микрорастром при 92% соответствии площади кадра. Питание экспонометра от двух щелочных (LR 44) или окисносеребряных (SR 44) батареек, и больше никакого «электричества». Нет батареек — снимайте по интуиции, но камера продолжит работу вдали от любой цивилизации. Изящный дизайн и вес с объективом менее 700 г.
Главное достоинство этой модели — ее «механичность» при высокой надежности. Для отечественной глубинки работоспособность без батареек — большое достоинство; а высокоточный экспонометр, работающий через объектив и гарантирующий правильную выдержку в весьма сложных условиях освещения, потребляет энергии так мало, что комплекта из двух батареек «часового» типа хватает больше чем на год довольно интенсивной эксплуатации. Подобная камера выглядит идеальной в качестве второй дополнительной даже у фотографа, предпочитающего современную электронику.
Блага экспозиционной автоматики предложат вам Yashica 108 и 109 Multi Program. Электронный затвор 16 — 1/2000 с в автоматических и 1 — 1/2000 с + В в ручном режимах, синхронизация при 1/90 с. Программы обычная и скоростная, автоматика с приоритетом диафрагмы, ручной режим экспозиции и вспышки. Встроенный мотор, кнопочная поправка на контровый свет +1,5 ступени, простейшее управление. В качестве исчерпывающего комплекта рекомендуются объективы МС зум 3,9—4,9/28—80 мм, 3,5—4,5/З5—70 мм и 4,5/75—200 мм, первый и последний с положением «макро». Однако подходит и вся другая оптика Carl Zeiss T*, Yashica ML, Yashica MC. Задняя стенка с впечатыванием даты DA-2, вспышки CS 140, CS 220 Auto. Камеры практически одинаковы и отличаются только питанием. Питание у модели 108 от батареек размера AAA (тонкие пальчиковые), у модели 109 — размера AA (обычные пальчиковые), что является в наших условиях очень существенным преимуществом, ведь типоразмер AA можно купить практически везде.
Достоинством этих моделей мы считаем и отсутствие редко используемых на практике излишних «накруток» и «прибамбасов» вроде сдвига программы, включения «от глаза» или сотового экспозамера. Опыт показывает, что для обычных снимков вполне достаточно экспозамера средневзвешенного и даже точечным приходится пользоваться в одном-двух случаях из ста. Все, что действительно нужно любителю, в камере есть, а невысокая стоимость (дешевле последних моделей «Зенита») при возможности постепенного расширения системы и (как обычно) высокой надежности делает эту модель одним из предпочтительных приобретений фотолюбителя.
Наконец, вам нужна автофокусировка? Yashica 300 Auto Focus с дюжиной «своих» объективов AF (из них два моторных зума, то есть изменяющих фокусное расстояние от электрического привода камеры) и двойным диском управления параметрами выглядит оперативной, но «слеповатой» — вся информация на дисплее. Три режима автофокусировки — обычный, непрерывный и «с захватом», подсветка для автофокусировки в темноте и при недостаточном освещении. Полный набор экспозиционной автоматики: приоритет выдержки или диафрагмы, программа, ручной режим. Встроенная вспышечка и приставной «автомат» CS 240 Auto с режимами заполняющей вспышки, вспышки с длительными выдержками и компенсации контрового света, а также более простые CS 200 Auto и CS 140 создают полный набор современных вспышечных удобств. Может быть, у вас много «обычных» объективов Contax/Yashica и не хочется покупать всю линейку автофокусных? Фирма и здесь предлагает выход. Автофокусный конвертер AF 1,6× может работать с двумя объективами ML (28 и 50 мм) и дюжиной Zeiss T* (от 20 до 300 мм), обеспечивая благо автофокусировки, более чем полуторное увеличение фокусного расстояния, потерю ступени диафрагмы и ограничение экспозиционной автоматики только до приоритета диафрагмы и ручного режима. Дополните удобства небольшой встроенной вспышкой. Несмотря на кажущуюся несерьезность, это дополнение на практике оказывается очень полезным: вспышка позволяет сделать снимок почти в любых условиях, когда окружающего света вдруг оказывается недостаточно. Проблема съемки дружеских застолий или шаловливой возни ребенка такой вспышечкой решается полностью, особенно если учесть полную автоматичность ее работы. Таким образом, эта модель дает все преимущества современной экспозиционной автоматики, добавляя к ним удобство автофокусировки.
Yashica Dental Eye II — зеркалка для макросъемок
Среди продукции Yashica имеется одна особая зеркалка — Yashica Dental Eye II, предназначенная, по словам фирмы, специально для стоматологических съемок, то есть для фотографирования зубов и полости рта. Ее нельзя поставить в один ряд с другими 35-мм зеркальными камерами — ведь это все-таки инструмент, предназначенный для специалистов. Но уж для них-то он дает гораздо больше удобств и оперативности, чем камера общего назначения, так как продуманно устраняет те трудности, с которыми фотограф встречается в этом непростом деле. Сочетание специфических требований такой медицинской съемки с современной автоматикой позволяет получить отличные результаты, даже если пользующийся камерой врач или техник не является специалистом-фотографом.
Камера имеет несменный высококачественный пятилинзовый макрообъектив со светосилой 1:4 и фокусным расстоянием 100 мм. Пределы фокусировки от 15,5 до 155 см, это обеспечивает масштаб изображения от 1:15 (поясной портрет) до 1:1, а с дополнительной линзой даже 2:1 (пара зубов в кадре). Это соответствует полю съемки от 540×360 мм до 24×36 мм. Постоянно встроенная в объектив автоматическая кольцевая электронная вспышка гарантирует правильную экспозицию при всех масштабах и обеспечивает равномерное бестеневое освещение, часто применяемое при макросъемке вообще. Сама автоматика камеры воплотила лучшие чарты современных моделей: выдержки от 16 до 1/2000 с, металлический электронный затвор с вертикальным движением шторок, синхронизация при 1/90 с, автоматика с приоритетом диафрагмы при относительном отверстии 1:4, автоматика со вспышкой с диафрагмой от 4 до 22, экспокоррекция на полторы ступени, ведущее число вспышки 7,5 (метры, пленка ISO 100), время перезарядки около 2,5 с, шкала масштабов, впечатывание даты. Автоматическая зарядка и протяжка пленки встроенным мотором, ручная обратная перемотка. Диапазон установки чувствительности пленки по DX-коду ISO 50-800, без него устанавливается чувствительность ISO 100. Призменный видоискатель, в котором видна готовность вспышки, состояние батареек, сигнал недостаточности света. Фокусировочный экран с горизонтальными клиньями Додена, микропризменным кольцом и остальной матовой поверхностью, повышающей удобство наводки на резкость. Возможность корректировки по зрению в пределах от +3 до -5 диоптрий с помощью дополнительных окулярных линз. Питание от одной литиевой батарейки 6 В типа 2CR5, вес 1,5 кг.
Эта модель не имеет аналогов среди продукции других фирм. Преимущества зеркального видоискателя с его беспараллаксным построением кадра и точной наводкой на резкость объединены здесь со специально предназначенным для таких съемок макрообъективом и полной автоматикой экспозиции. Для специалиста такая камера дает идеальные результаты в рутинной работе серьезного стоматологического учреждения. И не только стоматологического. Врачи-дерматологи или хирурги также оценят ее плюсы, да и почему только врачи? Быстрая и удобная съемка с рук в крупном масштабе — задача, встающая перед фотографом очень часто. Рекламная съемка ювелирных изделий или косметики, репродукции, фотографирование электронных схем или мелких деталей машин — мало ли еще подобных сюжетов ставит перед нами практика? И решать эти задачи гораздо удобнее специализированной аппаратурой — вроде камеры Dental Eye II.
Супероптика на доступных камерах
Еще раз сравните эти модели. Трудно не согласиться, что они разумно дополняют друг друга и что для серьезной любительской работы все три не являются лишними. Но сама камера со всеми ее техническими возможностями — лишь половина дела. Другая половина, и даже, наверное, более существенная, — это объектив, от которого зависит вся прелесть оптического рисунка вашего снимка. Современные объективы и их возможности безусловно заслуживают отдельной статьи, поэтому здесь мы ограничимся лишь самым необходимым.
Уже упоминалось, что к камерам Yashica под этим же именем выпускается полная линейка сменной оптики от широкоугольной до длиннофокусной, включая несколько объективов с переменным фокусным расстоянием — зумы (параметры этой оптики вы найдете в таблицах). Это хорошая оптика, а с точки зрения любителя — даже очень хорошая, резкая и с отличной цветопередачей. Причем она не единственно возможная: все известные производители сменных объективов — Vivitar, Tamron, Sigma, Tokina и другие — делают свою оптику и с байонетом Contax/Yashica, так что вы можете среди уже сотен разных объективов найти вас особенно устраивающие. Это тоже хорошие объективы, так как откровенно плохих теперь уже никто не делает. Хотя многие предпочитают пользоваться только оптикой той же фирмы, которая делала камеру, «чужие» марки часто предложат фотографу или зум с более широким изменением фокусного расстояния или более светосильный вариант. А это, поверьте, часто бывает важно или удобно на практике. Напомним также, что Tamron делает свою оптику со сменными адаптерами для разных камер, поэтому, приобретя несколько адаптеров, один и тот же объектив вы сможете использовать на камерах разных фирм — например, Canon, Nikon, Minolta, Yashica и т.д.
Но вернемся к истокам. Вспомните, что среди всего этого изобилия есть система особенно престижная и особенно качественная, при этом для Yashic’и фактически родная. Это линейка объективов для Contax’ов, то есть оптика с маркой Carl Zeiss T*. Чем же она хороша на деле, и стоит ли за ней гоняться, памятуя о значительно более существенной стоимости, нежели у аналогичных объективов собственно Yashica? Ответ, на наш взгляд, однозначен: если позволяют средства, то — да, стоит. Carl Zeiss — это не просто знаменитая, более века известная фабричная марка. Это — концепция, даже целая философия расчета и конструирования объективов, придающая созданному ими изображению особую, часто ни с чем не сравнимую прелесть, имидж, который французы называют емким словом шарм. Его трудно объяснить на словах, да и сложными графиками не передать полностью. С одной стороны — это безусловная резкость и прекрасная передача деталей. Но с другой стороны это резкость не грубая, жесткая, а пластичная, с богатейшим качеством промежуточных тонов, наполненностью изображения светом, неожиданной глубиной и объемностью. Добавьте к этому удивительно тонкую цветопередачу — и вот перед вами весомый набор достоинств современных Planar’ов, Tessar’ов или Distagon'ов. Каждому из этих названий около сотни лет, и это, конечно, уже не те экземпляры, которые родились в конце прошлого или начале нынешнего века. Новые марки оптического стекла, новые методы расчета, даже иное число линз. И почти идеальное просветление, специально созданное для самой высококачественной цветопередачи, — именно оно скрывается за обозначением T* (T-star или специальный расчет светопропускания — transparence). Эти достоинства еще нужно уметь выявить, в обычной съемке и при серийной печати они не сразу и не всегда могут проявиться. Но возьмите условия, которые у фотографов всегда считались неблагоприятными и даже безнадежными. Пасмурный серый денек, плоское освещение, в сюжете два-три жухлых цветовых пятна. «Обычная» оптика сделает лишь монотонный невыразительный снимок. Но чудо — серийный Planar наполняет эту монотонность светом, объемом, сюжет начинает как бы светиться, становится лучше, чем в натуре. Или еще более жесткий вариант — прямой контровый свет бьет прямо в объектив, ослепленный глаз не видит не только деталей, но и контуров. Казалось бы, и снимать нечего, гарантировано сплошное белое пятно, однако и здесь отличная оптика передаст огромный контраст и проработает скрытые в тенях подробности. Оптика Zeiss оправдывает и свою славу, и свою цену. А отсюда следует существенный практический вывод: даже любительская Yashica с Planar’ом — это не только важный для многих престиж (как тешит самолюбие аппаратура, которой нет у бедолаги-соседа), но и реальная возможность пользоваться всем блеском современной оптики при относительно небольших затратах на собственно камеру. Вспомните, что самый простой Contax в четыре раза дороже серийной Yashic’и, а с лучшими моделями разница составляет уже целый порядок. То есть за один Сотах вы можете «набрать» целую систему Yashica с той же самой цейсовской оптикой. Привлекательно, не правда ли?
Компактные камеры Yashica
Серия компактных камер Yashica отличается техническим совершенством, тщательностью изготовления и высокой надежностью в работе. Эти камеры редко попадают в ремонт — обстоятельство очень важное для фотографов, живущих вдали от сервисных центров.
Как и всякая солидная фирма, Yashica наряду с зеркалками выпускает несколько разных по сложности компактных камер. Некоторые из них очень похожи друг на друга, поэтому мы выбрали для более серьезного разбора три наиболее характерные из разных по сложности групп. Они дадут представление о том, что вы можете ждать от этих кажущихся иногда игрушечными аппаратов. В заключение мы кратко упомянем об особенностях еще нескольких пользующихся популярностью моделей, не исчерпав этим, однако, всю линейку продукции фирмы, — этих камер она выпускает больше дюжины.
Перед тем как написать эту статью, я не без удовольствия поснимал тремя моделями Yashica, поэтому мои впечатления вполне можно включить в рубрику «субъективная оценка». Начну с наиболее развитой камеры. Я сознательно не говорю «совершенной», так как совершенство не определяется только обилием возможностей.
Yashica Microtec Zoom 120 имеет почти предельный для сегодняшнего дня 11-линзовый зум-объектив с трехкратным изменением фокусного расстояния 3,8-8,8/38-120 мм. Небольшая светосила при длинных фокусных расстояниях вынудила поставить достаточно мощную вспышку, которая с пленкой ISO 100 работает (совершенно автоматически) от 0,6 до 4,2 м при 38 мм и до 2,6 м при 120 мм. Интервал вполне достаточен для любых семейных съемок в помещении — праздники, застолья, игры детей. Это не единственный режим вспышки, ее можно выключить совсем, поставить на снижение эффекта красных глаз или перевести в неавтоматический вариант работы. Все это высвечивается на небольшом дисплее на задней стенке, где три кнопки управляют вспышкой, режимами протяжки (съемка одиночными кадрами или серией кадров), обратной перемотки и автоспуском. Здесь же впечатывание даты — удобная возможность не вспоминать, когда вы последний раз гуляли по Парижу.
Режимы работы камерой переключаются диском на верхней панели, по своему набору они не уступают многим зеркалкам. Это широкополосная и точечная автофокусировка с возможностью ее блокировки и включением подсвечивающего луча в сумерках; съемка с длительными выдержками; съемка далеких сюжетов (бесконечность); макросъемка с расстояния 0,4 м и режим сохранения масштаба движущегося объекта. Удобный тумблер под большим пальцем правой руки управляет моторным приводом зума, позволяя за две секунды пробежать весь диапазон фокусных расстояний. Для меня оказалось неожиданностью, что их значения фиксируются не непрерывно, а в некоторых дискретных положениях, — впрочем, эти положения расположены столь часто, что на удобство композиционного построения кадра не влияют. Естественно, что изображение в видоискателе меняется синхронно с движением зума.
Технические параметры соответствуют компактным камерам высокого класса. Выдержки от 2 до 1/500 с, программная автоматика, компенсация фонового освещения, сигнал опасности сотрясения камеры, автоспуск, серийная съемка с интервалом в 1 с, диапазон чувствительности пленки ISO 50—3200. И все это при весе 320 г. В видоискателе фотограф видит рамку границ кадра и два светодиода. Зеленый свидетельствует о завершении автофокусировки. Если он мигает, фокусировка невозможна, например, объект расположен слишком близко. Красный несет двойную функцию. Во-первых, он показывает готовность вспышки. Во-вторых, предупреждает о слишком длительной выдержке, которая может привести к смазыванию изображения. Такая двойная роль показалась мне неудобной. При сознательном выключении вспышки, например, не сразу сообразишь, о чем говорит красный огонек, — то ли вспышка не выключилась, то ли выдержка длинна. Это снижает оперативность съемки.
Еще один недостаток, который для меня был существенным, — автоматическое переключение режима на стандартный с каждым выключением камеры. Например, выключенная вспышка снова включается, а автоспуск, наоборот, выключается. Это избавляет фотографа от забывчивости, но рассчитано, в общем, на очень невнимательного пользователя.
В остальном работа камеры произвела самое благоприятное впечатление. Очень оперативная, хорошо лежащая в руках, устойчивая даже при максимальном выдвижении зума. Последний, хотя и выполнен из пластмассы, сделан очень тщательно и не имеет ни щелей, ни болтанки. Раньше я относился к таким мощным зумам на компакт-камерах с некоторым предубеждением, они казались мне излишней и скорее рекламной роскошью. Однако я убедился, что это не так, и небольшой телевичок (120 мм) столь же удобен и часто применим в самых обычных съемках, как и широкоугольник (38 мм). В темноте шкала режимов и дисплей подсвечиваются на короткое время приятным голубоватым светом и позволяют сразу оценить, в каком режиме находится камера.
Подводя итог, могу на опыте утверждать, что Microtec Zoom 120 уже не просто компактная камера, — это почти все возможности современной любительской зеркалки, сконцентрированные в минимальный вес и габариты. Если вы не чувствуете необходимости в сменной оптике, то эта модель — один из лучших выборов для любительской фотографии.
Фирма предлагает очень похожие модели с более «слабым» зумом. Например, Microtec Zoom 70 имеет лишь двукратный зум 4,5—8,З/35—70 мм и несколько сокращенный диапазон выдержек (2—1/300 с). Упрощено также управление, нет некоторых режимов съемки, но, по свидетельству сервис-службы, это одна из самых надежных моделей компакт-камер, почти не попадающая в ремонт. Это же характерно и для модели Microtec Zoom 90, объектив которой имеет наибольшее фокусное расстояние в 90 мм.
Вторая практически испытанная модель — знаменитая Yashica T5. Знаменита она своим превосходным, профессионального качества объективом Carl Zeiss T* Tessar 3,5/35 мм, давно уже получившим престижное имя «орлиный глаз». Об этой камере наш журнал упоминал не раз. Удивительно миниатюрная (200 г) с точной трехлучевой автофокусировкой от 0,35 м до бесконечности и с широким интервалом выдержек (до 1/700 с), она предлагается фирмой как постоянно готовая к работе «записная книжка» требовательного любителя или профессионала. Предельно простое управление (открыл крышку — нажал кнопку), всего две дополнительные кнопки (режим вспышки, автоспуск) — все это позволяет затратить на снимок секунду, не более. Второй видоискатель, позволяющий смотреть сверху, дает возможность фотографировать не привлекая внимания. Все быстро, продуманно, точно. Лишнее доказательство того, что разумная простота — отнюдь не недостаток. Что можно сказать о съемке ею в сравнении, например, с Microtec Zoom 120? «Там» вам дается возможность выбрать режим, поиграться зумом, полюбоваться нежным свечением дисплея. Ощущение, да и реальность вариантов собственного выбора. «Здесь» — лишь единственная цель поймать кадр и нажать кнопку. Но за это какой кадр! Tessar есть Tessar, да и механика, похоже, не подведет. Световой блокнот, который всегда с вами…
Отметим еще, что в этих, да и во всех остальных компактках предельно упрощена зарядка пленки. Положил край зарядного конца рядом с цветной меткой, закрыл крышку, и камера готова к первому снимку. А после последнего она сама зажужжит и перемотает пленку назад в кассету. Впрочем, это можно сделать и с любого кадра, нажав соответствующую кнопочку.
Если перечисленные модели и по возможностям, и по цене следует отнести к высшей и средней группе, то для начинающих, а также для людей, снимающих от случая к случаю без всяких претензий, предназначена группа камер простейших. Их особенность — управление не более сложное, чем в T5, но, конечно, с оптикой «пожиже» да и подчас без автофокусировки. Такая конструкция (называемая фикс-фокус) при неподвижном объективе дает приемлемую в любительских условиях глубину резкости, например, от 1,5 м до бесконечности. Это, естественно, не та резкость, которую дает Tessar с его автофокусировкой, но, когда снимки в вашем альбоме не более 10×15 см, ее бывает вполне достаточно. Низкая светосила — плата за фикс-фокус, поэтому встроенная вспышечка у таких камер — очевидная необходимость.
Одну из моделей — Yashica J-Mini Super — я испытал на практике. Вполне сносная, рассчитанная на непритязательного фотографа камера. Не столько здесь нужный, сколько модный дисплейчик, три кнопки управления, автоспуск. Совсем традиционное, а потому для отечественных потребителей особенно удобное питание — две нормальные пальчиковые батарейки типоразмера AA, которые теперь можно найти в любом ларьке. Для камер ранее упомянутых батарейки требовались иные — литиевые, значительно более дорогие и дефицитные. Это неудивительно: там вся автоматика, особенно автофокусировка, потребляет настолько много энергии, что обычных батареек хватило бы всего на пару пленок. Но при выборе и покупке аппарата это обстоятельство следует принимать во внимание: чем доступнее питание, тем меньше вероятность того, что в самый ответственный (по принципу максимальной подлости) момент вы не сможете сделать свой неповторимый кадр. А без батареек все эти камеры без исключения вообще работать не могут. Трудно писать хвалебные слова о камере простой, после того как поработал сложными. Но рекомендовать ее начинающему любителю я могу без сомнения. Достаточно доступная цена, вполне удовлетворительная резкость и — опять-таки важный момент — высокая надежность. Впрочем, такие простые камеры у всех фирм не рассчитываются на слишком длительную работу. Поснимал один-два сезона и выбросил, ремонт обойдется дороже, чем новая (а, значит, и всегда более привлекательная) модель. В простейшей группе вы найдете и другие аппараты: Patio — первая камера ребенка; Minitec AF — не сложнее J-mini Super, но с автофокусировкой (простейшей, конечно). А Zoomtec Mini завершит эту группу наличием несложного зума и автофокусировки. Так что выбор, как говорится, на любой вкус.
И, заключая, еще раз подчеркну: если не требовать от камеры того, что она — конкретная — не может дать принципиально, компактная камера удовлетворит многих из читателей и сможет втянуть в ряды фотолюбителей много новых членов. Не пренебрегайте этой «простотой», ведь совсем необязательно гнаться за профессиональным аппаратом, если вы снимаете для себя десяток пленок в год. А продукция Yashica среди других фирм может привлечь вас не только полным выбором по сложности и возможностям, но и проверенной на практике надежностью, свойственной отнюдь не всем имеющимся на прилавках «мыльницам» (как пренебрежительно и подчас необоснованно называют компакт-камеры эстеты и профессионалы, привыкшие к дорогой и престижной аппаратуре высших возможностей.
Аксессуары, которые делают систему системой
Всякая серьезная фирма предлагает покупателю не просто фотоаппаратуру, а систему. В ее основе — несколько моделей камер с разными возможностями плюс широкий выбор сменной оптики. Но этим система не исчерпывается. Масса дополнительных приспособлений, расширяющих эксплуатационные возможности, особенно в области специальных видов съемок, также входит в понятие системы.
В первую очередь это специально предназначенные для каждой модели электронные вспышки. Обычно их несколько типов, различающихся по мощности и степени согласования с камерой. При наиболее высоком согласовании вспышка работает полностью автоматически, причем замер экспозиции производится через объектив. Yashica выпускает несколько вариантов вспышек, например, CS 140, CS 201, CS 220 Auto, CS 240 и наиболее современные TLA 280, TLA 360. Пригодна вся серия вспышек Contax, и подходят многие вспышки других производителей согласованного оборудования. А на механической модели применимы вообще все вспышки с центральным контактом.
Сменные задние стенки с возможностью впечатывания даты повышают удобство архивного хранения негативов. Они делаются для моделей 108, 109 и 300 AF. В обязательный набор входят также угловой видоискатель, окулярная лупа, корректирующие зрение фотографа окулярные линзы, наглазники, а также стандартный вариант аксессуаров для съемки крупным планом — удлинительный мех с сохранением автоматики диафрагмы, комплект удлинительных колец, двойной спусковой тросик (для FX-З), полозки для удобного крепления мелких объектов, различные адаптеры, дистанционные спуски, фильтры, бленды. Все это делает развитую систему вполне универсальной, позволяя фотографировать самые влажные сюжеты.
Некоторые итоги
Собираясь укомплектовать свою новую систему фотоаппаратуры, подумайте о марке Yashica. Во-первых, эти камеры надежны и качественны, из-за чего редко попадают в ремонт. Во-вторых, их цена настолько ниже аналогичной по возможностям продукции более модных фирм, что при близких затратах вы соберете систему значительно более развитую (например, будете иметь три-четыре хороших сменных объектива вместо одного). В-третьих, эта система будет не менее универсальной, чем любая другая, и позволит делать не только снимки общего характера, но и на должном уровне заняться специальными сюжетами — репродукцией, съемкой в крупном масштабе и т.п. А две или даже три камеры в этой системе за ту же цену, что и одна камера — в другой, лишь расширяют ваши возможности. В-четвертых, камеры Yashica весьма продуманы: в них есть все, что действительно полезно в реальной съемке, и нет излишеств, которые носят скорее рекламный, нежели практический характер. В-пятых, в пределах минимальных из возможных затрат вы при желании обеспечите не только действительно хорошее качество, но и высокий престиж, который создает оптика со всемирно известной маркой Carl Zeiss. И, наконец, еще одна привлекательная для многих деталь: почти на всех камерах и объективах вы найдете слова «made in Japan» — сделано в Японии (а не в Китае, Гонконге, Малайзии или Корее). На деле это не очень существенно — ведь дорожащая своей маркой фирма контролирует качество продукции с одинаковой тщательностью на всех дочерних предприятиях и сборочных заводах. Но попробуйте убедить в этом иного скептика!
Объектив | Элементов/ групп | Угловое поле зрения | Минимальная дистанция съемки | Минимальная диафрагма | Диаметр × длина, мм | Вес, г | Фильтры | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ML 50 мм f/1,9 | 6 — 5 | 46° | 0,5 м | 16 | 62,5×33,5 | 105 | 49 мм | |
ML Reflex 500 мм f/8 | 8 — 6 | 5° | 2,5 м | 8 | 78×87,5 | 470 | Вставные | |
ML 28—50 мм f/3,5 | 10 — 8 | 74° — 48° | 1 м | 22 | 75×74,5 | 475 | 72 мм | |
MC 28—50 мм f/3,9—4,9 | 9 — 9 | 75° — 30° | 0,48 м | 22 | 66×82 | 440 | 58 мм | |
ML 28—210 мм f/3,5—5,6 Macro | 14 — 12 | 77°33' — 11°50' | 1,1 м | 22 | 75×111 | 540 | 72 мм | |
MC 35—70 мм f/3,5—4,5 | 7 — 7 | 64° — 35° | 0,8 м | 22 | 64×65 | 337 | 52 мм | |
MC 75—200 мм f/4,5 | 12 — 9 | 32° — 12° | 1 м | 22 | 64×120 | 533 | 55 м |
Объектив | Элементов/ групп | Угловое поле зрения | Минимальная дистанция съемки | Макс. увеличение | Минимальная диафрагма | Диаметр × длина, мм | Вес, г | Фильтры |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
AF 50 мм f/1,8 | 6 — 4 | 46° | 0,45 м | 1:6,6 | 22 | 66×38 | 200 | 49 мм |
AF Macro 60 мм f/2,8 | 7 — 5 | 40° | 0,235 м | 1:1 | 32 | 67,5×68,5 | 360 | 58 мм |
AF Power Zoom 28—70 мм f/3,5—4,5 | 11 — 8 | 75° — 34° | 0,5 м | 1:6,5 | 22 — 27 | 80×63,5 | 340 | 52 мм |
AF Power Zoom 70—210 мм f/4—5,6 Macro | 13 — 9 | 34° — 11,5° | 1,2 м | 1:4,7 | 22 — 32 | 80×90,5 | 510 | 52 мм |
Тип | FX-3 Super 2000 Неавтофокусная механическая SLR-камера | 109 Multi Program Неавтофокусная SLR-камера со встроенным мотором | 300 Auto Focus Автофокусная SLR-камера со встроенным мотором | Dental-Eye II Неавтофокусная SLR-камера с несменным макрозум-объективом со встроенной вспышкой |
---|---|---|---|---|
Байонет | Contax/Yashica | Contax/Yashica | Yashica AF | Нет |
Объективы | Yashica ML, MC, Carl Zeiss T* (AE, MM) | Yashica ML, MC, Carl Zeiss T* (AE, MM) | Yashica AF | 100 мм f/4, дистанция 15,5—155 см (увеличение 1:1 — 1:15) |
Видоискатель | 92 % кадра, увеличение 0,91×* | 92 % кадра, увеличение 0,82×* | 92 % кадра, увеличение 0,75×* | — |
Фокусировочный экран | Горизонтальные клинья, микропризмы | Горизонтальные клинья, микропризмы | Фокусировочная зона, метки панорамного формата | Горизонтальные клинья, микропризмы |
Фокусировка | Ручная | Ручная | Автоматическая покадровая или непрерывная, режим улавливания (затвор срабатывает при вхождении объекта в фокус); ручная с электронным дальномером | Ручная |
Экспозамер, диапазон чувствительности | Центровзвешенный, EV 2 — 18 | Центровзвешенный, EV 2 — 19 | Центровзвешенный, EV 1 — 20 | Центровзвешенный, EV 5 — 15 |
Режим экспонирования | Р | УП, УП с подбором короткой выдержки, ПД, Р | УП, ПД, ПВ, Р | Без вспышки ПД, со вспышкой программа-флашматик (автоподбор диафрагмы) |
Экспопоправка | Возможна | +1,5 ступени | +/-2 ступени (шаг ½ ступени) | Со вспышкой +/- 1 ступень, без вспышки +1,5 ступени |
Репетир диафрагмы | Нет | Нет | Нет | Нет |
Затвор | Механический фокальный, с вертикальным ходом шторок | Электронный фокальный, с вертикальным ходом шторок | Электронный фокальный, с вертикальным ходом шторок | Электронный фокальный, с вертикальным ходом шторок |
Диапазон выдержек | 1/2000 — 1 с и В | УП, ПД: 1/2000 — 16 с | 1/2000 — 8 с, В (только Р) Р: 1/2000 — 1 с и В | 1/2000 — 16 с |
Мин. выдержка синхронизации | 1/125 с | 1/90 с | 1/100 с | 1/90 с |
Встроенная вспышка | Нет | Нет | ВЧ 12, под объективы от 35 мм перезарядка от 2,5 с | Кольцевая, строенная, ВЧ |
Работа со вспышками | — | — | Не-TTL-согласование с автоматическими вспышками | Нет |
Протяжка пленки | Ручная курком | Моторная автоматическая; покадровая, серийная 1,3 к/с | Моторная автоматическая; покадровая, серийная 2 к/с | Моторная автоматическая; покадровая |
Обратная перемотка | Ручная рулеткой | Принудительная | Автоматическая, возможна принудительная | Ручная рулеткой |
Автоспуск, задержка | Механический; 10 с | Электронный, отключаемый; 10 с | Электронный, отключаемый; 10 с | Нет |
Информация в видоискателе | Недо- и передержка, правильная экспозиция, готовность вспышки | Недо- и передержка, правильная экспозиция, готовность вспышки | Готовность вспышки, автоматическая программа, индикатор фокусировки, экспопоправка, недо- и передержка (в ручном режиме) | Готовность вспышки |
Источник питания | 2 щелочные батареи LR44, 1,5 В или серебрянокислые SR44, 1,55 В (только экспонометр) | 4 батареи АА, 1,5 В | 1 литиевая батарея 2CR5, 6 В | 1 литиевая батарея 2CR5, 6 В |
Ресурс съемки на 1 зарядке, пленок по 24 кадра | — | 80 | — | 450 последовательных экспозиций со вспышкой |
Габариты | 135 × 84,5 × 50 мм | 150,5 × 95,5 × 62 мм | 148 × 94 × 68 мм | 149 × 206 × 124 мм |
Вес (без батарей) | 445 г | 510 г | 400 г | 1470 г |