Дороги которые мы фотографируем
Пятница, Апрель 24, 2015 » жанры, композиция, пейзаж, съемка
Владимир Лесюк
О дорогах, тропинках, аллеях и бульварах написано немало, особенно о российских. Если для сельского жителя ухабистая, искривленная, вся в рытвинах дорога не в радость, то для фотографа — это возможность получить живописный кадр.
Отложите в сторону из вашего архива фотографии, где изображены дороги. Уверен, что число их составит не менее 10 процентов от всех фотографий. Книги по фотографии не очень подробно раскрывают эту большую тему. В них, правда, утверждается, что такой снимок следует строить так, чтобы сюжет развертывался от нижнего левого угла вправо к центру.
Теоретически возможны три варианта построения такого сюжета, что и показано на рис. 1, 2 и 3.
Понятно, что располагать в кадре дорогу согласно рис. 1 нецелесообразно, а в рис. 2 просматривается какая-то (трудно подобрать слово) неустроенность, что ли.
Переведем разговор из теоретического русла в практическое и рассмотрим все три варианта на фотографиях, где дорога снята с одной точки, но с разными направлениями оптической оси объектива.
Как мы видим на фото 1, 2 и 3, наши теоретические положения подтверждаются, но остается под вопросом преимущество варианта, изображенного на фото 3, над вариантом на фото 2.
По правилам экспериментальных исследований, опыт требует дублирования. Поэтому снимаем дорогу еще раз по вариантам 2 и 3, меняя только объект съемки. Действительно, на фото 4 (вариант рис. 2) изображение дороги как бы „выползает“ из угла кадра, а в фото 5 (вариант рис. 3) дорога смотрится вполне естественно и гармонично.
Вывод: рекомендуется располагать изображение дороги, тропинки, улицы, русла реки и прочее так, как показано на рис. 3, но…
Но еще великий Леонардо предостерегал: «Если ты при создании картины хочешь руководствоваться правилами, то никогда ничего не достигнешь».
Фотографии 6—9 выполнены вопреки правилу, показанному на рис. 3, но, согласитесь, изображения аллей и дорог на них выглядят естественно. Правила нужно знать, но при съемках руководствоваться не только ими, но и художественным вкусом и логикой гармоничного построения фотоизображения.
Нигде так ярко не проявляется характер и мироощущение автора снимка, как при съемке дорог. Так, рациональный ум выберет для съемки дорогу строгой, логичной конфигурации. Грустный, с ранимой душой — найдет сюжет, где вдаль по дороге бредет одинокий путник. Романтик подыщет такой разворот в сюжете, где кажется, что за первым поворотом вы найдете несбывшееся: пещеру Аладдина или женщину вашей мечты, поляну голубых тюльпанов или доброго волшебника. Один снимает дороги, уходящие от зрителя, другому по душе дороги, идущие к нему.
Большинство зрителей считают художественной фотографией снимок, который совершенен по форме, интересен, где показана сущность изображаемого объекта, где сотворен некий несуществующий мир. По-моему, это мнение ошибочно. Если автору удалось своим снимком высказать нечто, о чем, кроме него, никто никогда не высказывался, — это оригинально, это и есть искусство. Поэтому истинные произведения фотоискусства встречаются так редко, а фотографий, к которым применим термин „большое искусство“, по-моему, пока вообще не существует. Это мнение автора статьи можно считать спорным.
Итак, покажите фотографию снятой вами дороги, и я скажу вам, кто вы!
Фото автора.